Наследие памятников истории и культуры


Наследие памятников истории и культуры

Культурные памятники

Определение 1

Памятники - это основные составляющие историко-культурного наследия человечества, они выполняют ряд важных функций в жизни индивида и общества.

Среди главных социальных функций памятников необходимо выделить следующие:

  1. Трансляции, иными словами преемственность исторического опыта.
  2. Идеологическая.
  3. Воспитательная.
  4. Познавательная (гносеологическая).
  5. Коммуникативная.
  6. Утилитарная.
  7. Компенсаторная.
  8. Образовательная.
  9. Регулятивная.

Функции историко-культурного наследия

Кратко рассмотрим каждую из функций.

Функция трансляции. Довольно часто её называют информационной. Памятники - это не что иное, как социальная память человечества о различных периодах своей непростой истории, о выдающихся личностях, о значимых событиях. Эта память выражена в знаковых системах, к примеру в артефактах искусства. Суть данной функции в передаче исторического опыта от одного поколения к другому, от одной страны другой. Но важно понимать, что памятники - это не просто «склад» запасов социального опыта, это также инструмент отбора и систематизации лучших достижений нашего вида. Поэтому любое нарушение функции трансляции несёт для социума серьёзные, а иногда и катастрофические последствия.

Подобного рода трагедия была описана писателем Ч. Айтматовым в книге «И дольше века длится день». В этом романе показано, как вследствие хирургических манипуляций с черепом похищенного юноши из его разума была удалена память. Он забыл о своих корнях, своём прошлом и превратился в манкурта - послушного раба. Памятники культуры - это огромный кладезь знаний и ценностей, и каждое поколение берёт из этой сокровищницы то, что созвучно потребностям современного мира.

Идеологическая. Историко-культурное наследие всегда было одним из важнейших инструментов формирования общественного сознания и совершенствования духовной составляющей человеческого бытия. А всё потому что вещественные источники прошлого подвергаются социальной интерпретации и оценке, притом не один раз. Первая интерпретация происходит при создании памятника и нацелена на современников, но иногда и потомков. Следующее истолкование осуществляется по мере необходимости, учитывая определённую ситуацию в обществе. Например, после революционных событий 1917 года в России кардинально меняется отношение власти к историко-культурному наследию. Лидеры революционного радикализма отождествляли духовные ценности с тем социальным устройством, которое, согласно их взглядам, подлежало упразднению. Это привело к том, что в течении нескольких десятилетий в Советском Союзе пропагандировалось значение лишь тех памятников, которые являлись отражением господствующей идеологии, остальные же оставались в забвении или вовсе уничтожались.

Воспитательная. С конца 1960-х годов, когда культурные артефакты стали использоваться в СССР как средство воспитания всесторонне развитой личности, они стали привлекать внимание специалистов и учёных не только как инструмент пропаганды, но также как особый феномен, во всей полноте отражающей историческое прошлое народа и государства. В современном мире памятники также широко используются в целях:

  • эстетического,
  • нравственного,
  • гражданско-патриотического воспитания.
Замечание 1

Таким образом под воспитательной функцией нужно понимать использование обществом возможности историко-культурного наследия влиять на формирование мировоззрения личности.

Познавательная. Также носит название гносеологической. Она заключается в использовании памятников в целях извлечения новой информации о событиях и явлениях далёкого прошлого. Исследование артефактов не является самоцелью, но способствует более глубокому проникновению в суть исторического процесса. Важно подметить, что возможность познания ушедших эпох через исследование вещественного источника известно уже достаточно давно. В нашей стране одним из первых, кто понял чрезвычайную значимость древних памятников, был Пётр I, который издал указ об их изучении и сохранении.

Коммуникативная. Ввиду того, что вещественные свидетельства прошлого обладают той внешне выраженной формой, которую люди связывают с конкретными понятиями, процессами, событиями, идеями, явлениями, они выполняют также и коммуникативную функцию. Наибольшим потенциалом в этом плане обладают символические памятники, создававшиеся как знаки конкретных эпизодов в истории. Однако эти символы нередко теряют свои изначальные смыслы, и приобретают значение памятника - подлинника. В частности, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, построенный в знак победы над Казанским ханством, сегодня большинством людей воспринимается как шедевр архитектуры.

Утилитарная. Она связана с использованием культурных артефактов в практических целях, только если это не угрожает их сохранности. Проблема здесь заключена в двух аспектах. Во-первых, задача сохранения памятников предполагает их физическое сохранение, во-вторых, они должны сохраняться с той целью, чтобы быть использованными обществом в качестве объектов историко-культурного значения, удовлетворяя тем самым социальные потребности.

Компенсаторная (рекреативная). Эта функция позволяет человеку отвлекаться от бытовых забот, получать эмоциональную разрядку. Индивид может получать духовную разрядку от общения с природой, от туризма, и созерцая предметы искусства.

Образовательная. Она заключена в том, что в процессе обучения используются объекты культурного наследия, чувственное и непосредственное восприятие которых даёт значимый эффект. Общение с вещественным источником прошлого в процессе познания легко решает вечную проблему недостатка предметности и наглядности при изучении гуманитарных наук.

Регулятивная. Она связана с определением разных сторон, видов социальной и личной деятельности человека. В области быта, труда, межличностных отношений, культурные памятники так или иначе оказывают воздействие на поведение индивидуумов и регулируют их действия, поступки, а иногда даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Замечание 2

Регулятивная функция опирается на такие феномены, как нравственность, мораль и право.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :