Методологические проблемы культуры


Методологические проблемы культуры

Сущность понятия культуры

В настоящее время в науке насчитывается более трехсот определений культуры. В каждой отдельно взятой дефиниции выделяется отдельная его грань, в связи с чем каждое из них имеет право на существование ввиду сложности и многогранной сущности данного феномена.

На наш взгляд, наиболее полно определение данного понятия представлено в энциклопедии «Культурологии XX века» под редакцией С.Я. Левит. Оно звучит следующим образом:

Определение 1

Культура с латинского языка означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». В современной интерпретации данный термин понимается как совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

В научных исследованиях культура может выступать как в качестве объекта исследования, так и в качестве предмета исследования. Выясним, в чем же состоит различие между ними.

Культура как объект исследования

Сущность культуры как объекта исследования заключается в том, что культура выступает носителем каких-либо свойств, закономерностей, которые интересны исследователю и которые он собирается изучить.

Замечание 1

Здесь культура представляет собой определенный фрагмент действительности или конкретное явление в строго очерченном пространстве, которое выделяет исследователь для изучения в нем совокупности конкретных свойств, которые и вызывают научных интерес. Другими словами, культура в этом отношении – это лишь среда, которая имеет свои специфические черты, особые внутренние закономерности развития и существования, отличающие ее от других объектов той же реальности.

Для сравнения можно привести в качестве примера объекта исследования, например, творчество Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского, где лингвисты, литературоведы и другие представители гуманитарной сферы могут исследовать различные лингвистические и даже внелингвистические процессы.

Но объект исследования характеризуется своей обособленностью по отношению к общей реальности. Объект исследования имеет свои ограничительные черты, которые отсекают данный фрагмент реальности от других, которые не попадают в поле исследования.

Замечание 2

Таким образом, культура как объект исследования может входить в парадигму научного знания многих наук гуманитарного цикла таких, как история, филология, этнография, психология, археология, медицина, философия, искусствоведение и других дисциплин. Здесь понятие культуры органически вписывается в их понятийный аппарат и отвечает научным, исследовательским интересам каждой их них.

Выступая в едином тандеме с каждой из вышеперечисленных дисциплин, культура теряет свою целостность. Она предстает лишь внешним условием существования определенных явлений и закономерностей, которые интересуют исследователей той или иной области научного знания.

Культура, естественно, соприкасается с предметными областями наук гуманитарного цикла и связывается с процессами жизнетворчества человека, но такая фрагментарная связь не может характеризовать культуру полностью. И каждая из этих наук не может понять и осознать культуру во всей ее полноте и многогранности, так как внимание каждой из них сосредоточено только на своем круге явлений, которые подвергаются изучению в каждом конкретном случае.

В соприкосновении с любой наукой культура в большей степени теряет, чем приобретает свои характеристики, так как каждый раз лишается своих целостных характеристик и предстает однобоко и ущербно. Поэтому, суммируя различные определения и понимания культуры, формируется многогранная сущность культуры и складывается хаотичная картина ее научного изучения. В этой связи становится актуальной проблема целостного осмысления культуры в ее целостности конкретных форм, структуре, функционировании и развитии.

Культура как предмет исследования

Предметом исследования в науке принято называть то, что составляет основу интереса исследователя, поэтому культура входит в предметную область культурологического знания, где главное отличие культурологического исследования от любого другого состоит в том, что культурология рассматривает культуру в аспекте его целостности.

Замечание 3

Трудность исследования культуры заключается в сложном процессе ее вычленяемости в целостном виде из явлений окружающего мира. А вот процесс выделения в культуре множества ее граней и последовательное их изучение, напротив, не вызывают особых трудностей. Но такие исследования не могут являться основой каких-либо фундаментальных выводов культурологического исследования, так как не дают целостного представления о культуре.

В исследованиях культуры возникают определенные сложности с выделением объекта и предмета исследования, что вызвано сложностью самого феномена культуры.

Культура выступает связующим звеном между человеком и миром и имеет двойственный характер, что дает возможность исследовать культуру методами наук гуманитарного цикла. Но культура как особый феномен действительности должна иметь свои особые методы исследования.

Замечание 4

Культура занимает пограничное положение между бессознательным и сознательным, внешним и внутренним, реальным и идеальным. Поэтому она может определяться в качестве объекта и предмета исследования как нечто доступное восприятию или как нечто доступное воображению. Такая сложность феномена культуры предполагает создание специальных технологий ее исследования, посредством которых исследователи смогли бы отразить целостность данного явления как объекта и как предмета исследования, раскрыть его динамику в единстве противоположностей человека и окружающей среды.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :