Философию принято относить к сфере духовной культуры. Чтобы ответить на вопрос о месте и роли философии в области культуры нужно разобраться с определением сущности самой культуры. Культура – это совокупность результатов деятельности человека и самой этой деятельности. К области культуры можно отнести множество областей человеческой жизнедеятельности, основные из которых:
Роль философии в культуре заключается прежде всего в том, что философия пытается осмыслить основания культуры. Философия извлекает смыслы из социально-исторического контекста культуры, избавляет эти смыслы от конкретики и превращает их в чистые понятия. Оперирую этими понятиями, философия создаёт возможные модели идеального мира.
Одной из главных задач философии является оценка ценностей, оценка того, что должно быть, а не того, что есть. В центре философской проблематики находятся смысложизненные, или экзистенциальные ценности: жизнь, смерть, свобода, зло, смысл жизни, истина, добро, красота, цель и т.п. В культуре существуют различные системы мировоззрения:
Но только философские концепции содержат в себе рациональное зерно. Философские воззрения на мир и человека точнее и гораздо шире, чем взгляд здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения. Философское знание не включает в себя природу саму по себе, культуру, которая очищена от человека. Философия исследует и осмысляет отношения людей между собой, отношения мира и человека, человека и результата его культуры. Таким образом можно говорить о том, что философия возникает из духовной потребности, из проблем человека. Но в рамках обывательского мышления, философия считается бесполезной, так как не даёт человеку никаких практических навыков, философию невозможно непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в ремесле, ни в технике.
В самом широком смысле слова, культура – это совокупность всех областей деятельности человека. Философия играет в культуре очень значимую роль. Философия по отношению к культуре выполняет ряд функций, среди которых нужно отметить следующие:
Онтологическая функция заключается в поиске первоначал и первопричин всего сущего. Нужно отметить, что эта функция реализуется не во все исторические периоды. В периоды кризисы философии мыслители отказывались от поиска Абсолюта.
Логическая функция заключается в формировании определённой позиции человеческой личности в межличностных, социальных, и культурных отношениях, а также определяет культуру мышления индивида.
Гносеологическая функция стимулирует мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины. Теория философского познания оказывает большое влияние на выявление закономерностей естественных и общественных явлений.
Аксиологическая функция заключается в отражении явлений окружающей действительности с позиции различных ценностей, которые определяют поступки, идеалы, нормы и жизненные приоритеты человека.
Коммуникативная функция заключается в том, что философия играет в культуре роль посредника между различными сферами человеческого познания, между наукой и искусством, между наукой и религией, между религией и искусством, между разными религиями. И сравнивая разнообразные мировоззрения, философия способствует их сближению, помогает носителям разных взглядов на мир и разных религий найти формулу для межкультурной коммуникации.
Мир философии – это мир свободы, и дело здесь не в том, что некоторые люди склонны романтизировать своё увлечение философией, а в том, что философия представляет из себя не тактику в практической жизнедеятельности, а стратегию свободной человеческой жизни. История говорит нам о том, что философия сформировалась в рабовладельческой демократии, в обществе, где уже окончательно завершилось разделение между трудом физическим и трудом умственным. Иными словами, философия возникает тогда, когда часть господствующего сословия полностью освобождается от материальных забот, и когда эта самая часть господствующего класса умственную деятельность превращает в самоценность и самоцель.
В демократическом обществе, даже если в нём оставалось рабовладение, человек вместе со свободой начал чувствовать ответственность за свои решения и поступки. Древние греки, свободные граждане Афин и других греческих полисов создали философию как систему диаметрально противоположную мифологии. В мифологии нет проблем, потому что в мифе всё предопределено судьбой, всё известно наперёд. Философия же – это вызов человека судьбе, вызов бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что человек должен быть сам творцом своей судьбы.
В жизни общества философия уже 2,5 тысячи лет предстаёт в роли критика, который бросает вызов существующему порядку вещей. Личности мыслителей в истории – очень часто трагические. Власти почти всегда относились к философам с недоверием и даже с ненавистью. Изгнания, тюремные заключения и казни – обычные явления в биографиях многих мыслителей всех времён. Враждебно настроены к философии всегда были тоталитарные политические режимы. Философскую критику не стоит понимать в узком смысле, она всегда критика всех сторон человеческого бытия и всех форм человеческого сознания.
Критикуя старое устройство мира, философия критикует только конструктивно, она предстаёт как теория, утверждающая позитивный образ будущего, утверждающая космическую, универсальную роль человека в мире. Всё сказанное говорит о том, что философия не могла возникнуть в первобытном обществе обществе с его родоплеменной структурой. В первобытно-общинном обществе каждый шаг члена общины был определен и отмерен, и все люди находилось под контролем старейшин. Долгие столетия борьбы за жизнь утвердили в исторической памяти человечества наиболее приемлемые стандарты поведения, внешне это выражалось в обрядах, ритуалах, а в сознании человека существовало в форме мифа, по праву считающегося первой исторической формой социального регулятива.
Таким образом, нужно отметить, что философия играет огромную роль в культуре. Философия формирует человеческую культуру, а также философия сохраняет в своих произведениях культурное наследие для последующих поколений.