Под ментальным полем культуры принято понимать совокупность смыслов, которые придаются отдельным видам человеческой деятельности в их непосредственном взаимодействии друг с другом. Все области культуры в большей или меньшей степени, но вступают в контакт друг с другом, и ориентированы они на то, чтобы реализовывать какие-либо нормы и ценности, культурные ориентиры, правила мышления и поведения, которые определены в конкретном сообществе.
Ментальное поле культуры формируется в качестве единства ментальных полей, то есть всех ценностных и смысловых ориентаций, которые определены в обществе. Они возникают вокруг автономных культурных форм, переносят смысл от одних форм в другие, что и приводит к созданию единой смысловой среды сообщества. Благодаря формированию такого ментального поля культурные феномены, которые изначально относятся к различным источникам происхождения, связываются друг с другом и обретают единый смысловой контекст.
Проецируясь на психику людей, ментальное поле выражается в виде ментальности, или, как мы еще называем это явление, в виде менталитета.
Ментальность может включать в себя несколько конкретных элементов, которые также тесно связаны друг с другом. К таким элементам относятся следующие:
Ментальное поле культуры могут быть очень устойчивыми, но при этом не осознаваться самими людьми, которые обладают теми или иными привычками, видением мира. Менталитет проявляется в их поведении и высказываниях в отношении своего окружающего мира и в отношении иных социальных структур. Причем, высказывания и поведение находятся вне их воли, они просто считают это естественными высказываниями и процессами, которые прочно закрепляются в их сознании, но до конца не осознаются как что-то, что можно изменить или на что можно посмотреть с другой точки зрения.
Ментальность может отражать не столько индивидуальные установки, которые заложены в самом индивиде, сколько внеличную сторону общественного сознания. Ментальность довольно имплицитна, она заложена в языке и иных знаковых системах, а также в традициях и обычаях общества, в системе верований.
Для того, чтобы углубиться в ментальное поле культуры, следует отметить, что оно достаточно структурировано некоторыми общими идеями и взглядами, которые как раз выражаются в нескольких категориях культуры. Категории культуры понимаются авторами и исследователями в данной области как общие установки и представления, взгляды и принятые стереотипы, на которые люди опираются в восприятии и понимании всего, что их окружает в их повседневной жизни.
Категории культуры следует подразделять на 2 основные группы.
Первая группа характеризуется тем, что в нее входит вся совокупность онтологических категорий, которые определяют объекты, с которыми люди имеют непосредственное взаимодействие. В категориях этой группы выражаются представления человека о самых общих и универсальных атрибутах, которые характерны окружающему миру. Таким образом, в первой группе мы выделяем понятия о пространстве и времени, представления о движении и изменениях, о свойствах и качествах объектов, о количественном составе, а также о причинах и следствиях, о случайностях и о закономерностях, которые преследуют человека практически на каждом шагу.
Во вторую группу категорий ментальной культуры входят социальные категории, которые направлены на характеристику человека и общества в целом, а также на то, чтобы отразить основные и наиболее значимые обстоятельства общественной жизни людей и их деятельности в различных социальных, экономических и культурных условиях. Таким образом, к этой категории следует отнести понятия о труде и собственности, о власти и государстве, о свободе и справедливости, о добре и совести, а также о своих обязанностях и о долге, который есть у каждого человека, и речь тут идет вовсе не о его экономических задолженностях.
Ментальное поле культуры обладает собственной категориальной сеткой. Она, в свою очередь, обуславливает существующую в культуре каждого сообщества картину мира. Она представляет из себя относительно целостную систему, которая включает в себя множество образов. Все эти образы характеризуют мироздание и его устройство. Следует акцентировать внимание на том, что картина мира точно так же, как и иные ментальные образования, не имеет четко обрисованных очертаний. Она включает в себя логически не сочетаемые компоненты, которые могут пониматься довольно двусмысленно. Также в нее входят размытые и неопределенные образы, вопросы, на которые или невозможно найти ответа, или на которые можно ответить совершенно разным способом. Картина мира присутствует в каждой культуре, и в каждой культуре она обладает своими уникальными чертами и составными элементами.
Несмотря на то, что картина мира присуща сообществу, даже отдельный человек может обладать собственной картиной мира, исходя из своих интересов и потребностей, из тех установок, которые были заложены ему в семье. Он не осознает компоненты картины мира и ментального поля намеренно: в его понимании это естественные установки и процессы, и они присущи ему, поскольку он живет в конкретных период времени, в определенном сообществе со своими установками, процессами и проблемами. Таким образом, картина мира воспринимается просто потому что «так надо», а не потому, что так предписано правилами или подчинено законам человеческой или научной логики. Однозначно сказать, что картина мира наполнена одними и теми же компонентами, нельзя: в каждом сообществе и у каждого человека она своя, абсолютно уникальная и неповторимая.