Материальная культура


Материальная культура

Понятие материальной культуры

Замечание 1

Основные составляющие культуры – это материальная и духовная культура. Это деление связано с двумя типами производства – духовным и материальным.

Понятие «материальная культура» было введено в культурологию специалистами в области этнографии и антропологии, которые под этим термином понимали главные черты традиционных обществ. Выдающийся британский антрополог Бронислав Малиновский писал следующее: «материальная продукция человека – это артефакты, жилища и здания, средства передвижения, оружие, орудия труда, предметы, связанные с религиозными верованиями, это предметы, являющиеся наиболее осязаемой и зримой частью культуры». В дальнейшем, этот термин стал обозначать все виды деятельности человека, связанной с материально-практической сферой, а также результаты и продукты этой деятельности.

Составляющие материальной культуры

Замечание 2

Материальную культуру составляют вещи и все общественные организации.

В материально-практической сфере общества принято выделять несколько ключевых направлений или составляющих. Первое направление – это сельское хозяйство. Оно включает в себя различные сорта сельскохозяйственных культур, всевозможное породы животных, и культивированные почвы. С этим направлением связано жизнеобеспечение человека, потому что оно даёт продукты питания и сырьё для промышленного производства.

Следующая составляющая – здания и сооружения. Дома, квартиры, здания являются местом обитания человека со всем многообразием форм его бытия. Сооружения – постройки, необходимые для того, чтобы менять условия жизни и профессиональной деятельности индивида.

Другая составляющая – инструменты. Различные приспособления, орудия труда, инструменты, разного рода оборудование необходимо для выполнения человеком поставленных целей, как в материальной ойкумене, так и в духовной. Инструменты оказывает прямое воздействие на обрабатываемый человеком материал. Инструменты различают в зависимости от того, для чего они служат, и в какой области применяются, в промышленности, в транспортной сфере, в сельском хозяйстве, и так далее.

Транспортная инфраструктура – это ещё один важный составной элемент материальной культуры. В данную сферу входят:

  • специально оборудованные пути сообщения, а именно мосты, дороги, взлётные полосы для самолётов, туннели, переходы, метро и т.д.
  • здания и постройки, являющиеся обязательным условием для функционирования транспорта, а именно аэропорты, речные вокзалы, и железнодорожные станции, бензозаправки и тому подобное.
  • все типы и виды транспорта – водного, гужевого, воздушного, автомобильного, железнодорожного, и прочего.

Благодаря инфраструктуре транспорта и путей сообщения функционирует обмен грузами между различными регионами и областями. Также эта инфраструктура позволяет людям перемещаться в нужные им страны, города, места.

С транспортом взаимосвязана другая составляющая материально-практической сферы – это связь, также включающая в себя почту, телефонные сети, радио и конечно интернет. Связь, как и сфера транспорта, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией друг с другом.

Другое важный элемент – технологии, которые представляют собой знания, умения и навыки человека во всевозможных областях деятельности. Технологии являются необходимым условием созданием вещей и продуктов, отвечающим всем требованиям. Их важно сохранять и передавать новым поколениям людей, для того чтобы двигать прогресс. В свою очередь передача, а также совершенствование и создание технологий немыслимо без развитой системы образования. Последнее подчёркивает тесное взаимодействие материальной и духовной культуры.

Ну и наконец, одной из главных форм существования материальной культуры являются вещи – результат материально-созидательной деятельности индивида. Подобно человеку, вещь одновременно находится и в материальной и в духовной сферах. Произведённые из природных материалов, предметы, артефакты и вещи представляют собой часть материальной культуры. А вот частью духовной культуры вещи становятся после того, как человек придаёт им особые смыслы, наделяя вещи символическим значением.

В материально-практической сфере принято выделять хозяйственную (экономическую) деятельность, направленную как на человека, так и на природный мир. Исходя из этого, выделяют следующие две области, образованные как итог коммуникации людей.

К первой области относятся результаты материального производства. Это вещи и артефакты, предназначенные для использования и потребления человеком:

  • инвентарь для быта.
  • оружие.
  • дома.
  • постройки.
  • орудия труда.
  • одежда.
  • плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.

Ко второй области относятся динамичные, постоянно обновляющиеся способы производительной деятельности индивида, иными словами технологии.

Замечание 3

Сегодня в гуманитарных науках, в качестве продолжения материальной культуры выделяют экономическую культуру. Нужно отметить, что данное понятие ещё не имеет зрелого теоретического обоснования.

В широком смысле, экономическая культура – это деятельность человека в обществе, воплощаемая конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности.

В узком смысле, это специфический для конкретного общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый её результатами – предметами, определёнными отношениями и ценностями.

К основным структурным элементам экономической культуры можно отнести:

  • формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие.
  • конкретный, специфический тип хозяйственного механизма (рыночный – плановый), отраслевая структура экономики (аграрная – индустриальная).
  • определённый уровень развития производительных сил. Сюда входят предметы, орудия труда, инструменты, а также технологии.
  • экономические потребности и интересы разных социальных групп.
  • ценности, принципы, установки, модели мышления и поведения людей в экономической сфере.
  • характер развития субъекта экономической деятельности.

Существуют и другие составные элементы экономической деятельности (культуры) человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :