Под институтом понимается сложившаяся исторически, либо целенаправленно созданная усилиями людей форма, посредством которой организуется совместная жизнедеятельность людей. Необходимость существования институтов диктуется потребностями общества; одной из характерных особенностей институтов является их возможность оказывать влияние на поведение человека посредством разработки и внедрения комплекса, включающего установленные правила.
К культурным институтам относятся созданные в обществе формы, посредством которых обеспечивается организация духовной жизни человека:
Соответствующие представленным формам институты: институт науки, институт искусства, институт образования, институт религии – предоставляют возможность накопления социально-значимых знаний, общекультурных ценностей, нравственных норм, социального опыта. При помощи их осуществляется передача богатств, представляющих духовную культуру, накопленную поколениями.
Существенная часть культурных институтов представляется коммуникационными институтами, производящими и распространяющими информацию, которая выражается символами.
Все представленные институты способствуют организации специализированной деятельности людей, учреждений, основой данной деятельности являются нормы и правила. При помощи каждого из культурных институтов закрепляется определённая статусно-ролевая структура, предпринимается выполнение специфических функций.
Институт науки представляет собой культурный институт, который способствует удовлетворению потребностей общества в объективных знаниях. При помощи науки снабжается общественная практика разнообразными знаниями, представляя собой при этом специализированный вид деятельности.
Культурный институт науки представляет собой структуру в виде разнообразных форм организации, которые направлены на обеспечение эффективной научной деятельности, а также с целью использования результатов в практической деятельности.
Регулировка деятельности института науки осуществляется в соответствии с совокупностью, представленной обязательными нормами и требованиями, в число которых входит наличие:
Под научным открытием понимается достижение, которое требует вознаграждения, при этом подлежит институциональному обеспечению обмена вклада учёного на признание, что способствует определению престижа учёного, его статуса и карьеры. В условиях научных сообществ представлены разнообразные формы признания, к примеру, выбор почётного члена. Существенным дополнением является получение вознаграждения от государства или общества.
Данный культурный институт обнаруживает тесную связь с культурным институтом науки. Можно говорить о том, что образованием потребляются продукты науки. При начале революции в развитии знаний в науке, её завершение следует в образовании, которым закрепляются научные достижения. Между тем, образование обратно влияет на институт науки, посредством института образования происходит формирование будущих учёных, стимулируется получение комплекса нового знания. Таким образом, институт образования и институт науки постоянно взаимодействуют.
Институт образования в условиях современного общества способствует трансляции накопленного социального и культурного опыта новым поколениям, при помощи данного института осуществляется удовлетворение общественно-значимой потребности в передаче знания, ценностей, нравственных норм.
Для института образования характерным является наличие системы, представленной особыми нормами, а также организация работы в данном институте группой людей (учителя, преподаватели, воспитатели и т.д.), имеющих необходимую специализацию.
Институт культуры также представляют различные формы, способствующие организации художественно-творческой деятельности человека. Часто в обыденном сознании восприятие именно их осуществляется в качестве собственно культуры, то есть отождествляется культура и её часть, представляемая искусством.
Искусство представляет собой институт, при помощи которого осуществляется регуляция деятельности и отношений людей, направленных на производство, распространение и потребление различных художественных ценностей. К примеру, это могут быть отношения между художником и обществом, художниками и посредниками, которыми обеспечивается отбор, распространение различных произведений искусства. В качестве посредников могут быть учреждения (к примеру, министерство культуры), а также отдельные продюсеры, меценаты. В систему отношений, которые регулируются институтом искусства, входят также отношения художника и критика.
Институт искусства способствует обеспечению удовлетворения потребности в развитии и воспитании личности, передаёт культурное наследие, направлен на творчество и самореализацию.
Религия в качестве культурного института, совместно с другими институтами, представляется устойчивым комплексом, включающим формальные и неформальные правила, идеи, принципы, ценности, нормы, которыми регулируется повседневная жизнедеятельность человека. Данным институтом организуется система статусов и ролей в соответствии с отношением людей к Богу или сверхъестественным силам, которыми осуществляется духовная опора для человека. В качестве структурных компонентов религии как культурного института, можно назвать:
Религией выполняется комплекс функций: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, регулятивная.