Понятие культуры речи
В современных источниках понятие культуры речи рассматривается в разных аспектах: даётся понятие культуры речи как науки, в качестве характеристики качества речи и как учебной дисциплины. В соответствии с данными аспектами предлагается множество определений данного понятия.
Определение 1
Культура речи понимается в качестве лингвистической науки, предметом которой является нормализация речи; в рамках данной науки разрабатываются рекомендации, направленные на умелое пользование языком.
Культура речи предполагает осуществление выбора и организацию языковых средств, которые в различных ситуациях общения при условии соблюдения современных языковых норм и этических правил при общении способствуют обеспечению наибольшей успешности в решении разнообразных коммуникативных задач.
Качественное оценивание высказываний с позиций культуры речи приводит к необходимости получить ответы на три вопроса:
- представляется ли речь правильной, построенной в соответствии с литературными нормами;
- представляется ли речь уместной и действенной для определённой ситуации;
- в полной ли мере речь соответствует этике общения (соблюдается ли речевой этикет).
Замечание 1
В соответствии с представленными выше определениями, возможно выделение трёх компонентов, характеризующих культуру речи: нормативного, коммуникативного, этического.
Культура речи также является учебной дисциплиной, основная цель которой заключается в формировании, совершенствовании речевой культуры.
Факторы «загрязнения» речи
Актуальность проблемы речевой культуры на современном этапе развития общества обосновывается следующими фактами:
- при Президенте РФ работает Комитет, занимающийся вопросами русского языка;
- состояние культуры речи современного общества привело к необходимости разработки Государственного закона о русском языке;
- в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами на всех ступенях обучения предполагается введение русского языка как учебного предмета в средних и высших учебных заведениях;
- издание большого количества пособий, справочников, популярной литературы, затрагивающей вопросы культуры речи;
- наличие постоянных рубрик о культуре речи в средствах массовой информации – в печатных изданиях, в передачах на радио и телевидении.
Обществом осознаётся важность речевой культуры, в современных источниках отмечено появление понятия «экология речевой среды», то есть предполагается необходимость защищать, спасать, очищать русский язык.
Рассмотрение проблемы «загрязнения» русского языка позволяет представить ряд факторов, способствующих этому:
- использование в речи стереотипных слов (слова-паразиты), в речи современных людей их достаточно много – «как бы», «ну вот», «так сказать» и др.;
- часто речь изобилует жаргонизмами; во многих исследованиях отмечается, что речь современного человека является жаргонизированной, при этом использование жаргона характерны для речи журналистов, бизнесменов и т.д.; часто жаргонизмы используются в парламентских выступлениях, в докладах, которые представляют государственные чиновники, при официальном общении;
- применение просторечных слов и выражений;
- высказывания, в которых нарушаются литературные нормы произношения, словоупотребления и построения фраз;
- использование в речи иностранных слов; заимствование представляет собой самый динамичный процесс, происходящий в современном русском языке;
- людьми применяется ненормативная лексика, причём отмечается наличие нецензурных слов даже в средствах массовой информации;
- катастрофически «сужается» объём словарного запаса людей;
- обедняются выразительные средства языка.
Данные факторы приводят к возникновению «загрязнения» русского языка, что характеризуется языковой анархией, переживаемой в современном обществе.
Итак, решение проблем культуры речи связано с неблагополучием в речевом пространстве, наличием низкого уровня речевой культуры современных людей.
Требования к речи
Большой общественный интерес к культуре речи вызван повышением требований к речи современных специалистов. Уровень владения культурной речью является важным показателем, по которому судят о профессиональном уровне, профессиональной пригодности людей различных специальностей (педагоги, юристы, социальные работники, психологи, менеджеры и др., профессиональная деятельность которых построена на использовании слова в качестве главного «инструмента» реализации профессиональной деятельности).
Успех, рост в профессиональной деятельности существенно зависит от уровня владения речевой культурой. Недостатки речевой культуры как письменной, так и устной, способствуют снижению рейтинга профессионалов, чья профессиональная деятельность связана с процессом речевого общения.
Более подробно представим требования, предъявляемые к речи, охарактеризуем её признаки.
- Важным требованием к речи является её правильность, под которой понимается соответствие общепринятым в определённой эпохе литературно-языковым нормам, в которые включены произношение, ударение, образование и употребление грамматических форм, словоупотребление.
- Точность речи – представляется коммуникативным качеством речи, которое проявляется в ходе использования слов в соответствующем им значении.
- Ясность речи – такое качество речи, которое способствует адекватному пониманию сказанного.
- Уместность речи – качество речи, которое характеризуется соответствием используемых слов, выражений цели и условиям общения.
- Логичность речи – качество речи, проявляющееся в следовании законам логики, наличие небрежности языка свидетельствует о нечёткости мышления.
- Простота речи – её естественность, отсутствие вычурности.
- Чистота речи – данное качество характеризуется устранением из речи ряда слов: отсутствуют нелитературные, диалектные, жаргонные, просторечные, вульгарные слова.
- Живость речи – присутствие в речи выразительности, образности, эмоциональности.