Наука в действительности существует в двух ипостасях:
В обеих своих формах наука взаимодействует как с другими видами познания, так и с другими социальными институтами. В обыденном познании наука мыслится как совокупность систематизированных знаний о мире, накопленных человечеством.
Среди видов познания окружающего мира человеком выделяют обыденный, религиозный, мифологический, художественный, философский способы его осмысления. Если рассматривать каждый вид познания по отдельности, то каждый имеет свой характерный способ познания окружающего мира. Так, искусство отражает эмоциональную, субъективную форму бытия. В науке, напротив, доминирует рациональность, системность, объективизм.
Обыденное познание и научное познание диаметрально противоположны. В обыденном познании ведущим является опыт повседневной жизнедеятельности. Знания, полученные в повседневной жизни, накапливаются стихийно, бессистемно. Достоверность полученных знаний проверяется на все том же повседневном опыте, где процесс познания неотделим от процесса проверки достоверности полученного знания.
Наука же ориентирована на поиск истины, объективного знания. Проникая в самую суть явлений и процессов, наука избегает эмоциональности и чувственности. Главный научный критерий – рационализм. Наука создает идеальную модель реального мира, который существует только теоретически, мысленно. И этот теоретический мир призван отражать закономерности и процессы реального мира. Теоретический мир, мир науки содержит все самое главное, на что может ориентироваться человек в процессе своей жизнедеятельности. При таком, теоретическом, осмыслении мира недостаточно простого наблюдения, свойственного обыденному познанию. Поэтому наука разрабатывает всевозможные методы, гипотезы, теории и концепции для создания объективной модели мира.
Наука создала свой мир 2,5 тысячелетия назад, а способность сознания работать с объективными категориями мира была открыта еще в Древней Греции. Как социальный институт наука существует с XVII века.
Вообще изобретение знаковых систем самое большое достижение человечества. Предшествовало письменности предметное письмо, которое возникло в первобытном обществе. Затем люди передавали информацию посредством рисунков, которые в процессе развитием приобретают все более схематичный вид. И только потом появляется алфавитное письмо. Благодаря умению фиксировать информацию создается возможность накопления и транслирования информации, объем которой возрастает с каждым годом. В современной науке проблема языка расценивается как междисциплинарная.
В настоящее время существует классификация языков культуры, где выделяют:
Естественные языки характеризуются первичным, а следовательно, основным средством познания и коммуникации. Это целостная открытая система, которой свойственен постоянный процесс изменения, не зависимый от воли людей. Естественный язык не имеет автора. Использование языка народом, нацией активизирует процессы его изменений, которые связаны как с сугубо лингвистическими факторами, так и с экстралингвистическими факторами. Но в условиях пользования языком никакие процессы не смогут его уничтожить. И, несмотря на изменения, язык остается одним и тем же, понятным своим носителям, на протяжении столетий.
Вторичные языки характеризуются определенной коммуникативной структурой, которая существует над естественным языком. Сложность таких структур определяется сложностью передаваемой информации. В качестве примера здесь можно привести поэтическую речь, которая рассматривается вторичной моделирующей системой большой сложности. Главная сложность поэтической речи заключается в объеме информации, заключенном в ней. Но если бы этот объем соответствовал объему естественного языка, то поэтическая речь потеряла бы право на существование. Поэтому художественная структура содержит в себе такой объем информации, который естественный язык передать не в силах.
В данной классификации выделяют также искусственные языки, к которым относится язык научного познания. Рассмотрим его подробнее.
Разница между обыденным познанием мира и научным заключается еще и в способе закрепления полученных знаний. При обыденном познании знания фиксируются в естественном языке. Национальный язык сохраняет и транслирует накопленные знания в различных видах и жанрах литературы, а также в виде суждений, утверждений, мудрости. Научные знания передаются путем специальных языков, которые содержат в себе специально разработанные символы и знаки. Такие языки получили название искусственных языков.
Искусственные языки являются языками науки и характеризуются строгими рамками использования и фиксированностью значения. Искусственные языки могут иметь авторство, но они лишены какого-либо субъективизма. Они не зависят от интонации, понятны всем, занятым в данной сфере. Они отражают предельную адекватность восприятия. Научный язык отличает от язык повседневности еще и то, что он не громоздок в отличии от естественного языка и однозначен в своей информативности, что исключает неопределенности, неточности. Но язык науки преодолел свою закрытость и стал мыслиться как достояние массового сознания, поэтому развитие языка науки направлено на преодоление непонятностей науки. В настоящее время научная речь представляет собой промежуточное звено между специализированным терминологическим языком и естественным, живым языком.
Таким образом, каждая сфера культуры имеет свой язык. Наука является особой сферой культуры, имеющей свои закономерности развития, свой язык, который в системе классификации языков относится к искусственным языкам.