Культурология - междисциплинарная наука, предметом которой являются достижения человека в области духовного и материального производства. Проблема личности - одна из главных проблем этой молодой науки.
Традиционно личность понималась как человеческий индивид в контексте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений, это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных и морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях людей.
В своём первом значении слово личность» обозначало маску, или роль, которую исполнял актёр в греческом театре. На Руси же применялось слово «личина». В множестве языков по всему миру есть выражение «потерять лицо», смысл которого в утрате своего авторитета, статуса и места в конкретной иерархии. В мышлении как Востока, так и Запада сохранение своего «лица» - важнейшее условие достоинства человека. В конце прошлого столетия это стало серьёзной проблемой для многих миллионов людей, ввиду тяжести общественных конфликтов и глобальных проблем, которые угрожали существованию всего нашего вида.
Рассматриваемое нами понятие нужно отличать от терминов «индивид», что значит единичный представитель человеческого рода, и «индивидуальность». Последнее говорит о наличии у отдельно представителя нашего вида определённого характера, набор черт и свойств, отличающих его от всех остальных.
Считаться личностью может тот, кто способен принимать самостоятельные решения, отвечать за свои слово и поступки, тот, кто чего-то добился в своей жизни. Совершенно очевидно, что к новорождённому младенцу нельзя применить данное слово, однако все люди являются индивидами и обладают индивидуальностью. Под последней принято считать то, что в каждом ребёнке неповторимым и уникальным образом запечатлена вся его предыстория.
Рассматриваемый нами термин представляет собой нечто единое и неразрывное, отдельные свойства и черты которого сложно переплетены. Одна и та же черта может приобретать совершенно разное значение в контексте других и у разных людей может выражаться по-своему.
Некоторые учёные отказываются считать, что личности постоянно присущ устойчивый комплекс свойств и признаков. Исследования говорят, что лишь немногие из людей не меняют свой психологический портрет, сохраняя его до самой смерти. Однако большинство всё-таки меняется в разные периоды своего жизненного пути.
Первые крупные научные изыскания по проблеме взаимосвязи этих двух феноменов начались с 30-х гг. прошлого века, когда было выдвинуто несколько разных подходов, имеющих своей целью отразить специфику их взаимодействия. Также с этого времени начинают разрабатываться методы для изучения характера этих взаимоотношений. Наиболее ранние попытки, в которых это взаимовлияние стало предметом исследования, были предприняты этнографами и психологами. Специалисты в этих областях настолько увлеклись данной проблематикой, что создали научную школу, которую так и назвали - «культура и личность».
Одна из основоположниц школы, американский антрополог Маргарет Мид вместе с коллегами стала изучать религиозные воззрения, обряды, обычаи и представления о мире людей, принадлежавших к различным культурам, для того, чтобы выявить особенности структуры их личности. Группа учёных пришла к выводу, что физиологические факторы хотя и играют важную роль в формировании человека, но определяющее влияние на него оказывает всё-таки культура. Наш внутренний мир формируется под воздействием сил, действующих в характерной социальной среде.
Представители этого направления предположили, что каждому обществу присущ доминирующий набор стереотипов характера и поведения - так называемая базовая личность. Последняя, согласно взглядам Р. Линтона, представляет собой базовый тип интеграции индивида в общество. Другими словами, это система главных, заданных природой, ориентиров, устремлений и направлений, вокруг которых при жизни создаются комплексы разных мотиваций.
По определению основоположника психологической антропологии Абрама Кардинера, базовая личность - это особенности мышления, система безопасности, иначе говоря стиль жизни, благодаря которому индивидуум получает уважение, защиту, поддержку, чувства, одобрение, чувство вины, а также отношение к сверхъестественному.
Передаваясь из поколения в поколение посредством воспитания, набор стереотипов и свойств в определённой степени определяет судьбу нации. Миролюбивый характер племени зуни, по мнению Кардинера, детерминирован сложившимся в племени выраженным чувством стыда. Последнее является следствием строго воспитания в семье: дети полностью зависят от настроения родителей, подвергаются наказанию за самый незначительный проступок, и т.д. По ходу взросления страх перед наказанием превращается в страх не добиться успеха в обществе, что сопровождается всё тем же стыдом за свои поступки, которые не одобряет социум. Линтон считал, что причина выраженной агрессивности и воинственности племени танала нужно искать в репрессивном характере этой культуры. Правящая верхушка во главе с вождём подавляли всякую самостоятельность, самым жестоким образом преследуя тех, кто осмеливался нарушить сложившиеся устои.
История развития взглядов на личность:
Атрибуты личности: