Под термином "кросс-культурная психология" в науке принято понимать направление в психологии, предметом изучения которого являются закономерности формирования, развития и проявления психики в условиях социальных, культурных и экологических факторов. Деятельность кросс-культурной психологии направлена на выявление универсальных и специфических особенностей развития психики, а также описывающих их концепций.
В задачи кросс-культурной психологии входит поиск возможностей установления универсальных культурный категорий в поведенческих и ментальных процессах индивида. Данный аспект является ведущим фактором, который отличает кросс-культурную психологическую концепцию от культурно-исторической.
До середины XX века кросс-культурный аспект в психологических исследованиях присутствовал лишь эпизодически в рамках антропологистики. Широкое распространение кросс-культурное психологическое направление получило в конце XX века в связи с процессами глобализации. В 1972 года создается Международная ассоциация кросс-культурной психологии. Актуальность данного психологического направления, в большей степени, связана с двумя факторами, первым из которых следует назвать возрастающую потребность изучения культурного многообразия, обусловленную необходимостью межкультурного взаимодействия. Вторым фактором, способствующим развитию данного направления, является желание нардов сохранить свою культурную самобытность.
В исследованиях, выполненных в аспекте кросс-культурной психологии, осуществляется два научных подхода: эмический и этический. Первый предполагает полевое исследование психических проявлений индивидов одной культуры. Этический же подход предполагает дистанцирование исследователя от конкретных культур с целью выявления универсальных закономерностей и особенностей развития психики.
Но этический подход в кросс-культурных исследованиях требует особого отношения. По справедливому заключению американского психолога Гарри Триандиса, автор исследования сам является носителем той или иной культуры, что определенным образом влияет на весь ход исследования. Сам автор этого может и не осознавать, так как это осуществляется на органическом уровне, и сознание здесь бессильно. Поэтому чаще всего этический подход превращается в псевдоэтический. Выход из такого положения вещей ученый видит в необходимости применения смешанного подхода, т.е. вначале определить универсальные психические проявления путем этического подхода, потом выявить специфические черты, применяя эмический подход, а в завершении, обращаясь опять к этическому подходу, сравнить полученные результаты.
Одной из первых фундаментальных работ этого направления явилось исследование Гирта Хофстеде, выполненное для крупной международной компании. Данное исследование было основано на опросно-анкетных данных 116 тыс. работников различных стран мира и включало сопоставительный анализ 5 параметров проявлений психики. Исследование проводилось в более 100 филиалах, рассеянных по всему миру, в течение 30 лет. В результате исследования ученый пришел к выводу, что национальная культура оказывает влияние на организацию работы компании посредством системы ценностей, которой руководствуются работники данной компании. Результаты исследования нашли отражение в трудах Хофстеде: «Последствия культуры» (1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах» (1983).
Особый интерес в кросс-культурной психологии занимала проблема восприятия эмоций различными представителями культур. Так, психологи Уоллис Фризен и Пол Экман провели масштабное кросс-культурное исследование по изучению восприятия мимики человека. В исследовании приняли участие представители из Бразилии, Аргентины, Чили, США и Японии. Испытуемым предлагалось определить эмоции посредством фотографического снимка лица. В результате исследования был выявлен высокий уровень схожести интерпретаций гнева, печали, страха, отвращения, радости и удивления.
Важным аспектом кросс-культурной психологии являются методы и приемы исследования. Этой области посвящено множество научных изданий. Такой интерес к методологической стороне проблемы связан с огромной ролью субъективного фактора в исследованиях, в силу чего результаты исследования могут быть не только ошибочны, но и опасны. Поэтому базой любой кросс-культурной методики служит коммуникация исследователя с испытуемым. Для проверки эффективности подобных коммуникаций разрабатываются различные методы и приемы, так:
В ходе исследования наличие коммуникации исследователя с испытуемыми приобретает особое значение, так как от качества данной коммуникации зависят все результаты исследования. И чем качественнее коммуникация, тем возрастает вероятность сходства показателей различных культур.
Таким образом, кросс-культурная психология на современном этапе является актуальным психологическим направлением и играет ведущую роль в развитии всей психологии. И, заглядывая вперед, кросс-культурные исследования могут дать новую пищу для размышлений, создать новый тип мышления, который будет способствовать развитию новых психологических теорий и концепций. С развитием кросс-культурной психологии в различных странах мира возникнут новые теоретические данные, объясняющие экспериментальные данные, несоответствующие тем или иным прогнозам европейско-американских теорий.