Конфигурации феноменов культуры


Конфигурации феноменов культуры

Культурная конфигурация – категория, с позиции которой локальная культура рассматривается в определенном своеобразии. Конкретно-историческую культуру изучают в плане разнообразия ее форм, неповторимости отдельных элементов и иных аспектов.

В ходе исследования конфигурации феноменов культуры ищут также схожие признаки, которые можно наблюдать в других локальных культурах. Операционным принципом использования категории конфигурации культуры является представление о ней в качестве феномена, подверженного изменению. Он может сохранять определенную устойчивость в некоторых традиционных базовых параметрах, однако изменяется в разнообразных частных формах и проявлениях.

Особенности конфигурации культур

Конфигурация культуры представляет собой системную и динамичную общность культурных особенностей определенного исторического общества или народа.

Специфические черты конфигурации культуры:

  • образуется в процессе адаптации сообщества к природным и конкретным историческим условиям, при которых оно вынуждено существовать;
  • специализируется на основании отбора социального опыта, который появляется за время адаптации к новым условиям жизни сообщества;
  • закрепляются удачные образцы поведения и опыт в систему ценностей и традиций определенного сообщества.

Если судьба конкретного сообщества обладает уникальными и своеобразными признаками своего развития, то принято говорить о самобытности конфигурации феноменов культуры.

Структура конфигурации культуры

Конфигурация феноменов культуры состоит из ряда основных элементов. Система по структуре имеет иерархический характер с большим количеством ответвлений.

Структура конфигурации культуры:

  • социальные сегменты в виде социальных субкультур;
  • отдельные иноэтнические культурные элементы;
  • подсистемы.

В конфигурации культур выделяют определенное ядро общенационального характера. Оно представляет собой институционализированные фрагменты культуры. Одним из главных элементов конфигурации являются конкретные субкультурные фрагменты. Они распределяются по различным группам людей, в том числе по социальным, конфессиональным и религиозным пристрастиям. Иногда их фиксируют в этнических группах и подгруппах всего сообщества. На их уникальность влияют факторы природного и исторического характера.

Нередко подобные сообщества существуют в схожих климатических природных условиях. Тогда их характерные признаки будут совпадать по ряду позиций с другими сообществами, проживающими в схожих условиях.

В ходе исследований подобных групп населения формируются однотипные признаки культур. Представители культур похожим образом ведут свою жизнедеятельность, используют схожие технологии, что определяет идентичность некоторых форм социальной организации. Эти факторы ведут к формированию схожего мировоззрения, в том числе на основе мифо-религиозной составляющей.

На основании схожести конфигурации культуры определяется единая хозяйственно-культурная типология сообществ.

В конфигурации культуры сообществ, которые имеют общее генетическое происхождение или являются наследниками общих языковых и культурных признаков и традиций, отмечаются явные сходства в языках, а также древнейших формах народного творчества. В таких сообществах наблюдаются:

  • общие технологические приемы хозяйственной деятельности;
  • общие формы традиционных обычаев.

Наследование особенностей феноменов культуры – обычный процесс развития определенного сообщества и цивилизации в целом. Постепенно складывается общий историко-этнографический тип общности народов, в том числе конфигурации культуры.

Элементы сходства сосредоточены по большей части в области обыденной этнографической культуры населения, проживающего в сельской местности.

На основании общности исторической судьбы группы сообщества строится совершенно другой тип сходства конфигурации культур. Он обычно сосредоточен в одном географическом регионе. Общность подобного рода связана с вхождением нескольких народов в состав единого государства на протяжении долгого периода времени. Также общности сообществ образуется по религиозным признакам, конфессиональному единству, сгруппированных в конкретном регионе.

Для России характерна историческая конфигурация культур, основанная на длительном вхождении нескольких народов в состав одного государства.

Определение 1

Такие исторические обстоятельства и факторы способны формировать все черты схожести и единообразия конфигурации культуры. Основные сходства фиксируются в сфере коммуникации, институциональных средств социальной организации. Подобный тип сходства также называют цивилизационным или культурно-историческим.

При характерной явной схожести элементов культур отмечается, что конфигурация культуры остается уникальной композицией, которая обладает собственными конкретными историческими чертами и особенностями.

Зарождение этнопсихологии

Этнопсихология, как основа изучения конфигурации культур, зародилась в США. Ее основоположником стал американский ученый Ф. Боас. Он долгое время исследовал основные идеи по этнологии и выявлял связи между внутренним миром человека и культурой.

Работы Боаса строятся на концепции психологических учений. Особое внимание уделялось классическому психоанализу Фрейда. После развития его исследований другими учеными зародилась теория о культуре и личности в ней. Она заняла место рядом психологией и культурной антропологией.

Теория «Культура и личность» вышла в свет в 1930-х годах, где главное место отводилось понятию конфигурации феномена культур. Автор теории выдвинул новаторскую идею о том, что существуют особенные различия между культурами. Все они имеют собственную культурную доминанту.

В это же время создается типология культур. В ее основе лежат классические философские идеи Ницше. Выделялись два типа культур: аполлоническая и дионистическая. Новые полевые исследования отнесли культуру индейских племен к аполлоническому типу, где предпочтение отдается созерцанию, логичному и интеллектуальному началу. Представители первого типа культуры должны избегать крайностей, поэтому характерными признаками аполлонической культуры являются умеренность и баланс

Дионистический тип культуры подчеркивает значимость буйного нрава и крайностей.

Существуют и другие конфигурации культур. Выделяют параноидальный тип, который характеризуется постоянно царящей атмосферой насилия, конфликта и подозрительности.

Согласно теории «Культура и личность» автор отождествляет культуру и личность. Утверждается, что культура – это личность общества. Культуры, по мнению Бенедикт, соответствуют психике индивида, но в больших размерах и в большей протяженности во времени, при этом не различается психологические, социальные и культурные элементы культуры.

Различные культурантропологи столкнулись с серьезными трудностями в ходе попыток использовать подходы Бенедикт раннего периода к изучению культур, в которых не прослеживается явная культурная доминанта. Дальнейшее развитие теории не связано с созданием типологий культур. Оно пошло по пути выяснения того, где и как происходит взаимодействие культуры и личности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :