Народная, или традиционная культура включает в себя все достижения нации как в материальной, так и в духовной сфере. Опыт нации во всех областях жизнедеятельности передаётся от одного поколения к другому, сохраняя и приумножая неповторимость и специфику народа. Характерная черта рассматриваемого нами феномена – отсутствие письменности, а это значит, что большое значение в данном случает играют традиции как способ трансляции жизненно важной информации для социума.
Народная культура создаётся анонимными личностями, можно сказать творцами-любителями, не имеющими профессиональных навыков в искусстве, чьих имён не знает история. Она состоит из преданий, мифов, легенд, песен и танцев, и других компонентов. Её элементы могут быть индивидуальными (сказки, предания, саги), групповыми (исполнение танца) и массовыми (карнавалы). Всё это очень часто называют фольклором. Он связан с определённой местностью, традициями и обычаями конкретного общества, или даже небольшого селения. Принято считать, что традиционная культура по своей сущности демократична, так как в её создании участвуют все желающие. Рассматриваемый нами феномен исследуется различными науками, среди которых особую роль играют следующие:
В этих дисциплинах имеется множество инструментов (методов, подходов) для проведения масштабных исследований. Нужно отметить, что предмет исследований может сужаться, сосредотачиваясь на конкретном художественном объекте и т.д. Каждая научная отрасль формирует собственный круг интересов, свой предмет, к примеру в границах лингвистики, этнографии, и др. Стоит указать, что в 1980-1990-е гг. возникает потребность в обобщенном представлении о культуре. Так, В. Н. Путилов считает, что нужно различать фольклор и искусство.
Народное прикладное искусство, или художественный промысел, появилось на заре человеческой истории. Уже первобытные люди стремились украсить свой быт, свою жизнь, делать не просто практичные, но и красивые, радующие глаз предметы и вещи. Одежду расшивали мелкими камушками, на посуду наносили орнамент, и т.д. Мастерство творцов из народа совершенствовалось многими веками.
Итак, ключевая черта такой культуры - это её опора на многолетние традиции и обряды. Другими словами, общество, где важно соблюдать установленные порядки, считается традиционным. Попытки определить данный тип социума через способ хозяйствования вызывает дискуссии и споры, потому что отнесение всех доиндустриальных обществ к таковым является чрезмерным упрощением.
Говоря о традиции как основе культуры мы опираемся на общепринятое для всех гуманитарных дисциплин значение этого понятия, используемого чаще всего в единственном числе, и означающего «процесс передачи устоявшихся моделей поведения, моральных шаблонов, идей и т.д. от одного поколения другому внутри конкретной группы людей». Другое определение термина «традиции» звучит следующим образом: «сами эти сложившиеся образцы поведения, идеи и т.п., которые родители передают детям». Нужно полагать, что наличие традиций во втором значении присуще любому типу обществу, как и наличие технологического прогресса и новаций.
Ряд исследователей и специалистов полагают, что сама культура представляет собой важнейший признак как отдельного индивида, так и всего социума, она условие мирного сосуществования людей.
Из этого следует, что накопленный человечеством социально-исторический опыт жизненно необходимо сохранять, приумножать, и транслировать дальше. Вырванный из «второй природы» ребёнок не способен стать человеком, все мы знаем множество примеров «детей-маугли».
Важно отметить, что традиции не остаются неизменными. В данном случае функционируют разные законы, в том числе сходная с присущей биологическим организмам изменчивость, ведущая к тому, что индивид первоначально всё лучше адаптируется к природной среде, а впоследствии и вовсе подстраивает действительность под себя, преобразуя её самыми разными способами. Тем самым трансформация обрядов и устоев неизбежны, будут возникать и новации, которые со временем перестают быть таковыми, пополняя или видоизменяя собой набор традиций - сложившихся моделей мышления и поведения, стереотипов, отношения к миру.
Непрерывность существования человеческой культуры поддерживается тем, что появившись на свет, ребёнок попадает в среду конкретного общества. По ходу целенаправленного обучения и воспитания, а также как следствие самого нахождения в этой конкретной среде, ребёнок впитывает в себя все модели, устои и шаблоны данного социума.
В каждом поколении осваивается и воспроизводится социально-исторический опыт, хотя бы часть которого (ядро традиции – по Ш. Айзенштадту и Э. Шилзу) сохраняется неизменной (или меняющей форму, но не суть) в течение продолжительного времени в одном обществе. Примерно по такой модели современная культурология трактует традицию как механизм сохранения культуры. При этом её содержанием может стать любая форма опыта: нравственность обряды, законы, мораль, научные знания, приёмы художественного творчества, шаблоны социального устройства, политические идеи, а способ трансляции в свою очередь зависит от специфики коммуникативных технологий, которые имеются в распоряжении культуры на тот или иной исторический промежуток времени.
Памятники - это ключевые составные элементы историко-культурного наследия человечества. Они обладают не только сугубо научной ценностью, но также выполняют целый ряд определённых функций, так как сами по себе они представляют из себя социальное явление. Мир устроен таким образом, что ценностные (аксиологические) и идеологические элементы постоянно преобразуются, и вместе с ними меняются функции памятников. Для полноценного изучения артефактов культурного наследия на помощь приходят самые разные науки из гуманитарной отрасли, например: