История культуры мира


История культуры мира

Сколько лет культуре

Установить точную дату зарождения культуры очень сложно. Она существует столько же, сколько мы сами как биологический вид. Давайте дадим определение этому понятию. Английский этнолог и исследователь религиозных обрядов Э. Б. Тайлор говорил следующее: "Культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".

Замечание 1

В общем и целом, рассматриваемый нами термин содержит в себе программу деятельности, иначе говоря поведение, а также накопление и передачу социального опыта.

Рождение культуры не было единовременным актом. Невозможно определить точную дату её возникновения, однако хронологические рамки процесса её становления можно определить. Если отталкиваться от того, что "homo sapiens" появился около 40 тысяч лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые её элементы возникли ещё раньше - около 150 тысяч лет назад. Некоторые учёные считают, что эти сроки можно ещё больше отодвинуть, когда наши предки научились добывать и стали использовать огонь. Но под рассматриваемым нами термином нужно понимать явления не только материального, но и духовного характера, поэтому приемлемой является цифра в 150 тысяч лет назад, ведь именно тогда возникают первые формы религии, то есть духовной составляющей человеческого бытия.

Почему нужно изучать мировую культуру

У человечества сложный и насыщенный событиями исторический путь. Изучая эволюцию мировой культуры необходимо начать с эпохи первобытности. Достижения современной археологии позволяют нам всё глубже проникать в тайны прошлого. Обширный материал для размышлений предоставляют нам разнообразные источники:

  • памятники архитектуры.
  • письменные документы всех периодов.
  • мифология, в том числе предания, сказки и легенды.
  • наскальные, скульптурные, художественные изображения.
  • объекты искусства и литературы.

Рассматривая обозначенную тему, важно понимать, как на протяжении всего времени соотносились техника и наука. Первый этап научно-технического прогресса (далее НТП) принято относить к 16 - 18 вв. Для этой фазы свойственно подчинённое положение науки по отношении к производству. Хронологические рамки конца 18-го - середины 20-го веков считаются второй ступенью НТП. В это время возникает потребность в прикладных исследованиях, инженерных разработках, требующих проведения экспериментов. 1950-е годы-начало 21-го века - это третья стадия научно-технической революции. Наука приобретает первостепенное значение. Благодаря прорыву в электронных технологиях, созданию новых, более совершенных, средств коммуникации, происходит резкий скачок во всех сферах экономики.

Современная эпоха даёт человеку всё новые возможности, но и ставит задачи, от решения которых зависит жизнь всего нашего вида. Сегодня мы являемся свидетелями окончательного завершения перехода от индустриального к постиндустриальному, иными словами, информационному обществу. Постепенно за всё большее количество процессов начинают отвечать машины, в результате чего люди перестают принимать непосредственное участие в производстве. Эти изменения оказывают воздействие на индивидуума, его сознание. Выходя из непосредственной сферы производства, он берёт на себя задачи управления и контроля, что приводит к тому, что ключевую роль начинает играть информация.

Сегодня на первый план выходит менеджмент всех уровней, как один самых важных видов деятельности. Все эти трансформации в области экономики оказывают непосредственное влияние на общественное сознании. В настоящее время происходит разрушение всего старого и установление нового. Процесс разложения прежних и складывание новых жизненных установок получил название состояния постсовременности. В условиях постоянных преобразований, вчерашние правила культуры больше не работают, и мы вынуждены создавать новые.

Границы нашего мира расширились. Новейшие средства коммуникации, цифровые технологии и интернет создают новую реальность, на которую человек не всегда правильно реагирует. Одни люди говорят о необходимости запретить видеоигры, общение по сети, сайты, другие же стремятся окончательно погрузиться в виртуальную действительность, находя там все условия для своего личностного роста и интеллектуального развития. Но научно-техническая революция несёт в себе не только возможности, но и опасности.

Социум постоянно обновляется и обычный человек физически не может осмыслить происходящие трансформации, не успевает адаптироваться к ним и понять, что они означают. Большинство из нас большую часть времени находятся в бытовой ойкумене, и решая повседневные, практические задачи, мы не в силах решать вопросы смысла жизни. В результате личность теряет ориентиры, которые могли бы дать ему гораздо больше, чем практические выгоды, пусть и большие.

Можно сказать, что сегодня индивид теряет связь с собственным "Я", всё сложнее становится создавать крепкие отношения с другими членами социума. В этих условиях крайне важным становится нравственное воспитание, привитие новому поколению идеалов цивилизованного общества, гуманистических ориентиров. И изучение истории культуры человечества является важной составляющей данного процесса. Необходимо обращаться к ценностям ушедших исторических эпох, брать из всех времён и культур самое лучшее для выработки новых предельных оснований бытия. Дело в том, что сегодня роль воспитателя и наставника подрастающего поколения исполняет индустрия развлечений:

  • кинематограф.
  • телевидение.
  • видеоигры.
  • музыка.

И зачастую вышеуказанные "воспитатели" возводят в культ примитивные, физиологические потребности, пропагандируют отказ от моральных постулатов, интеллектуального развития, совершенствования личности, и т.д. Жизнь человека, у которого нет духовно-нравственной составляющей, в обществе, где отсутствие этой составляющей не признаётся отклонением, и даже считается достоинством, не может не вызывать тревоги. Поэтому так важно изучать историю мировой культуры, чтобы учиться на ошибках прошлого, и не совершать их в настоящем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :