Этапы истории культуры


Этапы истории культуры

Периодизация развития культуры

В многовековой истории человеческой культуры можно выделить пять крупных периодов. Первый начинается около 150 тысяч лет назад, и заканчивается к 40-ому тыс. до н.э. Эта эпоха первобытного общества, которую можно назвать временем младенчества человека.

В этот период человек овладевает речью, но ещё не умеет писать. Он сооружает первые примитивные жилища, на первых порах приспосабливая для этого пещеры, а в дальнейшем строит дома, используя природные материалы - дерево и камень. Наш предок на этой ступени развития начинает создавать первые произведения искусства.

Программа человеческой деятельности в области как материального, так и духовного производства на данной фазе пронизана магией. Последняя принимала различные формы:

  • Заклинания.
  • Заговоры.
  • Колдовство.
  • Ритуалы и обряды.

Из магической составляющей первобытной культуры зарождаются первые религиозные ритуалы. К примеру, культы мёртвых и плодородия, обряды, призванные привлечь удача на охоте, церемониал захоронения, и т.д. Древним людям везде мерещилось чудо, мираж, весь окружающий его материальный мир был окутан аурой загадочности и неизвестности. Неодушевлённые предметы воспринимались как обладающие душой, живые существа, которым присуще сверхъестественные способности. Тем самым, между людьми и окружавшими их предметами устанавливалась близкая, почти родственная связь.

Вторая ступень развития общества продолжалась с 4-ого тыс. до н.э. до 5-ого в. н.э. Исследователи называют этот хронологический отрезок детством человечества. Он считается самым богатым и плодовитым этапом нашей с вами социальной эволюции. С данного периода культура развивается на цивилизационной основе.

Теперь важную роль играет не только магия, но и мифологический компонент, в котором наряду с воображением присутствует и рациональное зерно. Ключевыми центрами цивилизации на данном этапе являлись:

  • Шумер и Аккад.
  • Древние Индия и Китай.
  • Египет.
  • Эллада.
  • Рим.
  • Народы Америки.
Замечание 1

Все вышеперечисленные общества представляли собой самобытную, оригинальную культуру, каждая из которых внесла крупный вклад в общемировое развитие.

На этой ступени зарождаются и активно развиваются науки, философия, медицина, и другие области знания. Не стоят на месте и разные сферы художественного творчества - скульптура, архитектура, барельеф, они достигают своего высочайшего совершенства. Стоит особо выделить Древнюю Элладу (Грецию). Ведь именно греки, как никакой другой народ, по духу были истинными детьми, поэтому особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми. Но это были очень умные дети, которые жаждали открывать законы мира, исследовать окружающую действительность, отражать реальность в игровой форме, посредством различных искусств. Поэтому то эта цивилизация считается колыбелью всей будущей европейской культуры.

Третья фаза приходится на 5-17 столетия, однако в некоторых исторических регионах она начинается раньше (в 3 в. - Индия, Китай), а в других, европейских областях, заканчивается раньше, в 14-15 вв. Это эпоха мрачного средневековья, времена религиозного невежества, охоты на ведьм рыцарского благородства и рыцарского же бесчестья.

Замечание 2

Этот этап можно назвать отрочеством человечества, по аналогии с периодом, когда индивид замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания.

В данный период формируются новые культурные центры - Киевская Русь, Западная Европа, Византия. Последняя, наряду с Китаем занимает ведущую позицию. Религия в эти времена занимает господствующее положение во всех областях деятельности, даже в частной жизни человека. Индивид должен исполнить предназначенную ему свыше роль, об ином пути даже думать запрещалось. Но несмотря на ограничения Церкви, науки и философия продолжают, хоть и медленно, но двигаться вперёд. В конце этой фазы рациональное, логическое, научное начало берёт верх в общественном сознании и постепенно возвышается над религией.

Четвертая ступень охватывает 15-16 вв. и называется эпохой Возрождения (Ренессанса). Она соответствует юношескому возрасту человека, когда тот испытывает мощный прилив творческой энергии и духовных сил, а также наполняется безграничной верой в свой потенциал, в возможность самому творить чудеса, а не ждать их от высшего создания.

Замечание 3

Период Возрождения характерен, в первую очередь, для стран Западной Европы. Выяснить наличие этой эпохи в истории других государств достаточно проблематично. Она представляет собой переходную фазу от средневековья к Новому времени.

В культуре этого периода происходят коренные трансформации. В ней новую жизнь обретают ценности и идеалы античности. Хотя позиции религии по-прежнему достаточно сильные, конфессия становится предметом глубокой рефлексии и переосмысления. Христианство вступает в период внутреннего кризиса, в нём появляется движение Реформации, из которого впоследствии возникает протестантизм.

Ключевым идейным направлением становится гуманизм, в котором вера во всевышнего уступает место вере в самого человека, его разумный потенциал. Индивид и его бытие в этом мире, провозглашаются главными ценностями. Расцвет переживают различные искусства. Возрождение отмечено также великими морскими открытиями и крупными достижениями анатомии, астрономии, и других науках.

Новое время - последний этап эволюции культуры

Последний, пятый период начинается с середины 17-го столетия, вместе с Новым временем. Человека этого этапа можно считать вполне взрослым, хотя ему зачастую не хватает серьезности, жизненного опыта и ответственности. Хронологический отрезок 17-18 вв. именуется эпохой Абсолютизма. В 17-ом веке формируется современное естествознание, сфера науки приобретает большое общественное значение. Она начинает все больше теснить религию. Эта тенденция усиливается в 18-ом в., в период Просвещения, когда конфессия становится объектом непримиримой критики.

В 19 веке в европейском регионе господствующей формой экономической деятельности становится капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только христианство, но и искусства. В это же столетие в мировом историческом процессе возникает ещё одна тенденция - вестернизация, другими словами экспансия западной культуры на Восток и другие географические области. В 20-ом в. вестернизация достигает всё больше масштабов, образцом для подражания становятся не столько европейские, сколько американские шаблоны и модели жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :