История культуры СССР


История культуры СССР

Особенности советской культуры

Отечественная культура эпохи СССР представляет собой сложное и противоречивое явление. С одной стороны, 20-ое столетие дало много выдающихся российских творцов в разных сферах:

  • Литература и поэзия.
  • Философия.
  • Музыка.
  • Кинематограф.
  • Изобразительное искусство, и др.

Этот век дал нашей стране также немало учёных и исследователей.

С другой стороны, в 20-ом веке в нашем государстве устанавливается идеология марксизма, формируется тоталитарная система, которая в дальнейшем уничтожит любое инакомыслие. В художественных областях доминировали банальные оценки произведений искусства, множество творческих людей подверглись репрессиям, и в конце концов были убиты. Учитывая противоречивость и отсутствия у ещё не сформировавшейся советской культуры единства, нужно указать на её конкретные стороны.

Вождь рабочего сословия, В. И. Ленин ещё в начале прошлого столетия сформулировал принцип партийности литературы, который стал основой -отношения властей к сфере художественных ценностей. По этому принципу, искусство в любой своей форме должно было отвечать на запросы рабочего класса. Считалось, что только пролетариат, как движущая сила революции, может отражать интересы социума в общем и целом. Октябрьский переворот, по замыслу его авторов, должен был радикально изменить ситуацию в духовной сфере. Впервые в истории, культура должна была в буквальном смысле, стать собственностью народа, национальным достоянием. Однако в тоже время она должна была быть пролетарской, и никакой другой, плюрализм мнений и стилей запрещался. Всё это привело к отказу от преемственности, от эволюции, от традиции. А как известно, без развития культуры затруднительно развитие общества в целом.

Замечание 1

Первые десять лет после событий октября 1917 года показали, что создание идеальной пролетарской культуры невозможно, особенно в области искусства. В абсолютизации классового подхода в художественной сфере особенно выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей). Уже к 30-ым годам эти учреждения перестают существовать.

Многие талантливые творческие личности этого времени - Е. Замятин, А. Платонов, М. Цветаева, М. Булгаков, О. Мандельштам находились в активной оппозиции «вульгарной» социологизации искусства, за что попали в немилость к советской власти. Серьёзные преобразования в эту непростую эпоху происходят с русским театром. Зарождается советский режиссерский театр, развитие которого связано с именем Е. Б. Вахтангова. Постановки его пьес характеризовались высокой гражданственностью и художественной активностью. В эти годы большевистская власть делала попытки наладить контакт с творческой интеллигенцией страны. К тому же, некоторые поэты, даже такие именитые как В. Брюсов и А. Блок, свято верили в мировую революцию. Важную роль в установлении такого контакта сыграл нарком просвещения А. В. Луначарский. Обладая ораторским даром и эрудицией, этот человек в 20-ые гг. "соорудил" «временной мост» между миром русской интеллигенции и революцией.

30-50-е гг. для нашей культуры вошли в историю как период тоталитаризма, хотя в официальной идеологической доктрине они именовались как годы первых пятилеток, массового трудового героизма и т.п. В СССР вводится всеобщее обязательное образование, на первых порах начальное, а потом и семилетнее. Коллективизация сельского хозяйства, стахановские нормы работы, первые стройки переживались и отражались в сознании народа довольно эмоционально. Перед творцами появилась огромная масса зрителей, читателей, слушателей. Музеи, разные выставки, театры, концертные залы посещают большие массы людей. Открываются кинотеатры, внушительными тиражами выходят книги, создаются библиотеки. Официальное искусство в 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже во многом пафосным.

В 1934 г. начинает свою деятельность Первый всесоюзный съезд со­ветских писателей, где главным творческим подходом молодой советской культуры провозглашается социалистический реализм. Этот метод определял содержание произведений искусства, и другие принципы и постулаты. В литературе большую роль начинает играть жанр исторического романа. Выходят такие книги, как «Кюхля» Ю. Тынянова, «Петр Первый» А. Толстого, «Емельян Пугачев» В. Шишкова. Развивается литература для детей. Всеобщее распространение получаю стихи для младшего возраста, написанные С. Маршаком, В. Маяковским, С. Михалковым, К. Чуковским, повести В. Каверина, А. Гайдара, Л. Кассиля также пользуются спросом. В марте 1940 г. окончательно опубликован роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон».

Культура в годы ВОВ

Великая Отечественная война, вызывавшая патриотический подъем нашей нации, была ярко отражена в песне и поэзии. Лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, С. Щипачева, Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Твардовского, К. Симонова, и других, стали значимым пластом художественной культуры этого тяжёлого времени. Также в военные годы было написано одно из величайших произведений прошлого столетия - седьмая симфония Д. Шостаковича. Композитор приступил к её созданию уже через месяц после начала ВОВ, а продолжил свой труд в осаждённом немецкими захватчиками Ленинграде.

В период жестокого противостояния с Германией с большим успехом в театрах шли пьесы А. Корнейчука («Фронт»), Л. Леонова («Нашествие»), К. Симонова («Русские люди»). Популярностью пользовались песенные концерты таких исполнителей, как Л. Русланова, С. Лемешев, К. Шульженко, Л. Утесов, И. Козловский и др.

В послевоенный период создаются такие художественные произведения на документальной основе как «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

60-70-е гг. русской культуры

Это время в исторической науке называется «оттепель». На особенности культуры этих годов важную роль сыграл научно-технический прогресс и социально-экономические процессы. Целый ряд злободневных проблем такого времени отразили произведения:

  • В. Распутина.
  • Ю. Трифонова.
  • В. Шукшина.
  • Ч. Айтматова.
  • А. Вампилова.
  • В. Высоцкого.

Среди них важное место занимали проблемы экологии, вопросы нравственности, эмиграция жителей в города, усложнение жизни и быта в них и др. Кинорежиссеры С. Ростоцкий, Г. Чухрай, писатели Г. Бакланов, В. Быков, В. Астафьев создают правдивые фильмы и романы о прошедшей войне. В художественной литературе появляется так называемая «деревенская проза» (В. Белов, Ф. Абрамов и др.), в которой получили отражение мораль деревенского человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :