Один из первых и, можно сказать, основополагающих цивилизационных циклов в развитии культуры нашей страны связан с формированием древнерусской народности. Эти процессы охватывают период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности, что датируется 5 веком, до момента заката Киевской Руси (примерно конец 12 - начало 13 века). Именно в это время выстраиваются первый культурные концепции, которые еще не являются полностью таковыми, но в них уже заложены некоторые идеи и предпосылки к тому, чтобы выделить конкретно русскую культуру в ее примитивном понимании.
Тем не менее, культура Киевской Руси многими исследователями по праву считается самой молодой культурой, которая сложилась в Европе того времени. Языческие отголоски не способствовали тому, чтобы сразу сформировалось единое государство. Для этого необходима была религия с единым, но при этом достаточно абстрактным Богом, который был бы лишен любых этнических признаков. Такая религия могла уравнять прежние родовые и племенные традиции, а в связи с этим постепенно утверждался принцип единения людей исключительно по их принципу вероисповедания.
Христианство оказало большое влияние на человека, его духовную и, конечно же, культурную жизнь. оно позволило создать основу для объединения древнерусского общества, а также возможности для формирования единого народа на основе общих нравственных, духовных и моральных, а также мировоззренческих признаков. Церковь являлась самым главным институтом культуры в Древней Руси. Любые мифологические воззрения людей были как бы под покровом православных христианских обрядов, которые также наделялись мистицизмом, но, вместе с тем, простотой понимания.
Этот период назвали эпохой двоеверия. Например, на стенах храмов помимо изображений святых или самого Христа, практиковалось:
Постепенно православие начало вытеснять древнюю культуру и, соответственно, веру славян, началось это примерно в 11 веке. Причем, стоит отметить, что эти изменения произошли гораздо позднее, чем у древних европейских народов.
Вероятно, с этого момента начались заметные отставания нашей страны во многих процессах, но это же стало толчком к тому, чтобы начать идти по собственному пути развития культуры, что во многом определило самобытность русского народа и в целом государства на каждом этапе его социального и культурного, а также духовного развития.
В 9 веке братья Кирилл и Мефодий, который прибыли из Византии, начали создание славянской письменности. Она была не самобытной, так как основывалась на греческом письме, а также в нее были добавлены несколько новых букв. Кириллица – это логически совершенная система письма, которая довольно быстро распространилась на Руси. Это способствовало тому, что люди начали обучаться грамоте для освоения нового типа сохранения и передачи информации. Свидетельством развития Кириллицы являются новгородские берестяные грамоты, которые как раз относятся к 11 веку.
Именно с принятием христианством новой культуры она приобретает более церковный характер, и продолжается это до времен Петра Первого. Особенно ярко это отразилось на развитии живописи. Так, кроме иконописи распространились великолепные фрески, на которых были изображены лики святых, а также некоторые сцены из Священного писания. Помимо этого, в Киевской Руси сложились школы архитектурного искусства и живописи, литературные школы. К тому же, развитие литературной школы привело к становлению национального эпоса. До сих пор нам известны такие имена, как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, которые олицетворяли мощь русского народа, непоколебимую силу духа древнерусского работящего крестьянина, который обладал чувством патриотизма. Также стоит отметить, что в Древней Руси очень большую роль в литературной сфере играла церковь.
В древнерусской литературе периода Киевской Руси оформились несколько жанров, которые стали основополагающими в культуре Руси:
Со времен Киевской Руси до нас дошли памятники зодчества, которые отражают красоту и благородство церковной архитектуры. Например, разнообразные монастыри и церкви. Одним из первых стал Киево-Печерский монастырь, который был основан примерно в середине 11 века. Монахи считали, что уход от большого мира в затворничество – это путь к преображению человеческого духа через аскетизм и отказ от благ. Идеал святости – это духовный образец, который дошел до нас со времен именно Киевской Руси.
Довольно широко на Руси распространились былины и притчи, а также летописи, которые отражали быт и наиболее значимые события, происходящие в государстве. Притчи стали частью сочинений для проповедников, отражались в произведениях самих проповедников христианства. Также в притчах пропагандировали идею о вечном, о близости бога и человека и о его возможностях достичь той самой святости благодаря тому, что он посвятит свою жизнь богослужению. С одной стороны, притчи отражали реально произошедшие события, а с другой стороны они повествовали о постоянной борьбе, которая происходит между добром и злом, и это есть в каждом человеке. Бог позволяет исправить людей, наказывая их за совершенные грехи и нарушенные правила (заповеди). Таким образом, культура Киевской Руси наложила особый отпечаток на сознание людей, на их мироощущение и понимание религии.