Исследования культуры соотносятся по времени с существованием самой культуры и имеют фундаментальную философскую основу и, вместе с тем, культура является предметом изучения таких наук, как6
Но современное развитие требует исследования культуры комплексно, межпредметно. Ведь культура не может сводиться к сугубо философским подходам в исследованиях, так же как и не может являться предметом исследования узконаправленных дисциплин. Но четко выразить научными средствами то реальное, что скрывается за обобщающим термином культура, на сегодняшний момент не представляется возможным. Культурологическая наука пока находится на стадии своего становления, определяет свои методы и предмет Культурология пока не обрела теоретической зрелости, но в том состоянии, в котором она находится на сегодняшний день, ей становится тесно в сложившихся рамках. Пора ей выйти из-под философского крыла и обрести свою независимость.
На сегодняшний момент культурология определяется с трех позиций:
В этом отношении уже предпринимаются некоторые попытки. В настоящее время существует несколько моделей культурологического исследования, среди которых можно выделить:
Что касается предмета культурологических исследований, то на сегодняшний момент сформировались различные методологические подходы к его пониманию:
В XX веке сложилась потребность формирования культурологии как самостоятельной дисциплины, что было вызвано рядом факторов. Во-первых, изменился статус философского осмысления явлений культуры, в результате чего возникла потребность синтезировать теоретическое основание культуры со всем многообразием ее эмпирических воплощений.
Во-вторых, возникла необходимость разработки общей методологической базы, которая позволит осуществить адекватное исследование культуры. В-третьих, появилось стремление к поиску универсальной основы культуры, свойственной всем культурным проявлениям. В-четвертых, определилась важность сравнительного аспекта в изучении различных мировых культур. В-пятых, повлияло включение культурной сферы в юрисдикцию государственной политики. В-шестых, возникла потребность формирования культурных потребностей общества и их удовлетворения, экономическое развитие посредством массовой культуры. В-седьмых, возникла потребность повышения уровня культуры, упавшего в связи с ростом рационализма, технократизма.
Кроме этого в формировании культурологии в самостоятельную дисциплину играла значительную роль сама сущность культуры, которая привлекала исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью.
В отечественной культурологии понятие культуры понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, что способствовало формированию двух направлений исследований. Таким образом, сформировавшийся аксиологический подход отличался неопределенностью и широтой охвата в связи с отсутствием точных формулировок понятия ценности культуры. Представители деятельностной концепции в данном подходе выявляли один, но немаловажный недостаток, они считали, что аксиологическая интерпретация культуры ограничивает глубину и ширину понятия культуры, ведь культура – это «культура... диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов».
Но помимо приведенных трактовок понятия культуры в современной науке существует множество других, заимствованных в западной культурологии: структурно-функциональная, семиотическая, концепция культурной антропологии и др.
Постепенно культурологическая наука обретает свой предмет и обосновывает его методы исследования. Предметом культурологических исследований является, в первую очередь, результаты культурной деятельности не только в их поверхностном рассмотрении, а проникновения вглубь культурного явления с целью выявления духа культуры, вне зависимости от культурно-теоретических предпочтений исследователя. Но, проникая в глубину культурного явления, исследователь обнаруживает следующий слой – коммуникативный. Основой любого культурного явления выступает его архетип – структура культуротворческой деятельности. Но несмотря на различие методов, применяемых исследователями для ее анализа, общим в данном процессе является поиск того целостного фундамента, на котором возникают различные индивидуальные творческие проявления, которые в своей совокупности и составляют культурное мировое достояние.
Культурология, формируясь в самостоятельную дисциплину, активно исследует процесс многовекового развития культуры. В этом направлении перед культурологией встают три основные задачи:
Таким образом, культурология на современном этапе развития ведет работу по сохранению, обновлению и распространению культуры. Решение задач данных уровней позволяет охватить культуру в широком диапазоне ее проявлений (искусство, наука, религия, политика, философия и другие сферы) и в то же время позволяет создать целостность культуры, охарактеризовать ее структуру, что вполне может отвечать требованиям, предъявляемым к самостоятельным научным дисциплинам. На сегодняшний день перед культурологией стоит задача сформировать модель развития культуры, которая не только бы объяснила культурный процесс развития, но и предоставила возможность прогнозирования его перспектив. Данная задача определяет и предмет исследования культурологической дисциплины – это зарождение, развитие и функционирование культуры как особого способа жизни.