Прежде чем исследовать парадигму современных проблем культуры, необходимо вкратце охарактеризовать современный этап ее развития.
Мир XX-XXI веков характеризуют коренные изменения базисных структур жизнедеятельности человека: две мировые войны, революция, научно-технический прогресс, индустриальная, а затем постиндустриальная стадии развития. Качественные изменения произошли и в духовной сфере в связи с развитием глобальной сети Интернет. Широкое распространение массовой культуры вытеснило элитарную культуру, которая занимала ведущие позиции на протяжении ни одного столетия. В результате произошедших изменений формируется новый тип личности - «человек с одномерным сознанием и запрограммированным поведением».
В современной парадигме научного знания за термином культура предполагается различное содержание в зависимости от аспектов ее рассмотрения, актуальных для той или иной отрасли научного знания. В настоящее время в науке существует более 500 определений термина культура. Все многообразие толкований культуры можно свести к одному общему определению, которое дает Большой Энциклопедический словарь:
Культура (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Как мы видим, культура – это сложный многогранный феномен, который может изучаться в различных аспектах своих многочисленных проявлений.
При современном исследовании проблем культуры в культурологической практике присутствует четкое разделение культуры на современную и традиционную. Определяя черты традиционной культуры, исследователи сходятся во мнении, что традиционная культура характерна для общества, жизнедеятельность которого регламентируется традициями, обычаями, передающимися из поколения в поколение. Современная же культура реализуется посредством культурного кода нации и свода законов.
Современная культура в науке определяется как последующий этап развития, инновационный, модернистский период, который во многом определила предшествующая эпоха культурного развития. Человек современной культурно эпохи характеризуется следующим наличием качеств: расчетливость, образованность, владение техническими навыками, критическим мышлением, большое значение приобретает информация и временной параметр.
Философы, теоретики современной культуры Ю.Н. Солонин и М.С. Каган утверждают, что для современного состояния культуры характерны технический прогресс, демократизация, информация, угроза традиционным ценностям, материализм, четкая специализация, ведущая к культурной деградации.
Проблемы современной культуры лежат в сфере трансформации ценностных установок общества, в связи с чем изменениям подвергается сам человек, формируется новый тип личности. Массовая культура на современном этапе развития поглотила все пространство, вытеснив элитарную. Массовая культура негативно влияет на развитие общества в целом. Многие исследователи выделяют множественность ее отрицательных черт, среди которых называют связь с коммерцией, простоту, паразитизм на высокой культуре, стимуляцию к потреблению, преобладание эмоциональности над рациональностью, импульсивности над сдержанностью и другое. Но так как массовая культура полностью поглотила общество, можно все эти проблемы массовой культуры отнести к проблемам современной культуры, современного общества.
Современное научное сообщество сходится во мнении о том, что современную культуру сегодня можно назвать массовой культурой. К проблемам современной культуры исследователи относят:
Наряду с рассмотренными проблема, исследуя проблемы современного искусства, ученые выделяют следующие: вестернизация, коммерциализация, культурная деградация и отсутствие этических, нравственных и эстетических норм.
Таким образом, культура – это совокупность достижений человека, видов искусств, творческого развития, в процессе которого формируется новое знание, новые системы ценностей, которые способствуют развитию внутреннего мира. Эпоха традиционной культуры, характеризующаяся почитанием традиций и обычаев, где на первый план выходила творческая духовная составляющая человека, прошла. Ей на смену явилась новая культурная эпоха, по мнению исследователей, далеко не совершенная, имеющая множество недостатков, но в то же время рассматриваемая как закономерный период культурного развития, в результате которого человечество преодолеет все кризисы и выйдет на новый качественный уровень культурного развития.