Данное понятие появилось в одной из величайших цивилизаций Древнего Мира, в Риме. Изначально это слово противопоставлялось термину «натура» (природа). Слово «культура» в Древнем Риме несло следующие значения:
Рассматриваемое нами понятие изначально применялось, чтобы отличать дикорастущие растения от тех, что вырастил человек. Позднее слово стало обрастать новыми смыслами. Культурными стали называть предметы, артефакты, действия, явления, которые имели не природное (божественное) происхождение, а были созданы людьми. Под это определение попадал и сам человек, ибо он изменял и самого себя, создавал из себя цивилизованное существо.
До появления в латинском языке слова «cultura» существовала категория, несущая похожий смысл. Это был термин «техне», родом из древнегреческого, который дословно можно перевести как мастерство, искусство, ремесло, от него в дальнейшем образовалось слово "техника". «Техне» не имело такого широкого значения, как латинское «cultura», но было родственным ему по смыслу. Термином «техно» в Древней Элладе обозначали деятельность человека, когда он преобразовывал форму природных материалов, изменял материальный мир в его нетронутом виде.
Примеров такого занятия можно привести множество, начиная с глубокой древности – это пещерные рисунки, гравировки на скалах, разные изображения на предметах и теле. Смысл этой изобразительной деятельности заключался в потребности наших предков обозначить своё присутствие в этом мире, своё вмешательство в естественный порядок вещей.
Переосмысление культуры, уже на базе философского познания, начинается в XVII - XVIII вв. (К. Гельвеций, Дж. Вико, И. Кант, Б. Франклин, И. Гердер). Человек начинает рассматриваться как существо, у которого есть воля (свобода), как существо, наделённое разумом, способное к созиданию и творчеству, а история нашего вида отныне понимается как эволюция человеческого существа.
Окружающая нас реальность состоит из двух феноменов: культура, природа.
Однако первый из феноменов продолжительное время рассматривался не как сложноорганизованная система, но только в каких-либо своих проявлениях, таких как:
По этой причине и сегодня существует множество подходов к пониманию культуры, интерпретаций ее определений насчитывается около 900, но даже эта цифра не отражает реального положения вещей.
Данное понятие подразумевает приверженность человеческого существа обычаям, традициям и сложившимся устоям родной культуры. Она формируется в ходе взаимного влияния между индивидом и его культурой. Последняя при этом задаёт ключевые черты личности, однако и человек влияет на материальную и метафизическую составляющую своего общества.
Рассматриваемое явление формирует основные навыки людей, например, типы общения и коммуникации с другими членами социума. Инкультурация также определяет формы контроля собственного поведения и эмоций личности, методы удовлетворения первичных потребностей, оценочное отношение к событиям и явлениям внешнего мира. В результате этого процесса возникает поведенческое и эмоциональное сходство человека с другими членами данного общества и отличие его от представителей чужих культур.
Специалисты говорят, что этот процесс сложнее социализации, которая протекает гораздо быстрее, нежели усвоение складывавшихся веками традиций, образцов, устоев и ценностей.
На индивидуальном уровне протекание рассматриваемого явления выражается в каждодневной коммуникации с подобными себе - коллегами, друзьями, близкими, родственниками, со знакомыми и нет членами данного социума. У других индивидов человек сознательно или бессознательно обучается тому, как вести себя в разных жизненных ситуациях, как оценивать происходящие события, как например, встречать гостей, реагировать определённые знаки внимания, и т.д.
Содержание инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
Этот процесс осуществляется разными путями, самыми распространенным из них является имитация, когда индивидуум наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других. При данном методе даже простая операция которую мы выполняем каждый день, к примеру употребление пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, потому что состоит из определенных поз и жестов, наделённых разными значениями у разных народов и этносов. Другими словами, общество учит нас, что, когда и как нужно делать. Так, в подавляющем большинстве регионов основной приём пиши происходит в полдень, у англичан обед бывает в 19-20 часов, а у испанцев - даже в 22 часа. Европейцы во время еды вилку держат в левой руке и нож в правой, а нарезанное ножом мясо они сразу отправляют в рот вилкой, тогда как американцы предварительно перекладывают прибор в правую руку.
Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, способствующие формированию определенного поведения, есть негативные компоненты - чувство вины и стыда, зачастую подавляющие личность. Эти чувства тесно взаимосвязаны, однако не во всём совпадают. Стыд появляется у индивидуума, если его опозорили, разоблачили, или застали на месте преступления. При этом личность ощущает себя униженной и подавленной. Вина ассоциируется с теми же переживаниями, но для его возникновения разоблачения не требуется, достаточно голоса своей совести, которая говорит, что вы поступили неправильно, и будете страдать от осознания совершенного вами зла. Таким образом, мы наказываем сами себя.
В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).