Индустриальная культура


Индустриальная культура

Понятие индустриальной культуры

Индустриальная культура имеет в своем распоряжении специфические характеристики во всех областях знаний человека, а они в свою очередь почти по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Формирование индустриальной культуры стартовало в XVI в. в Западной Европе и добилось своего апогея в 50-х годах прошлого века, представляя собой определяющий параметр для нынешнего состояния европейской культуры.

Индустриальное общество создает такое производство, в котором бы машинный труд заменяло ручной. Вещи прекращают быть неповторимым продуктом своего создателя, а изготавливаются сериями и обязаны соответствовать обусловленным заранее стандартам. Машинное производство призывает использовать новые источники энергии, заменяющие применяющуюся в традиционных обществах физическую силу человека и животных, а также энергию ветра и воды. Появляется необходимость в применении парового двигателя, ставшего грандиозным прыжком в сфере энергетики и протянувшего путь представшим позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая применяется с середины XX в.

Определение 1

Индустриальная культура – это культура, образованная на капиталистическом способе производства и применения сложной техники.

Принципиально модифицируется людское мышление:

  • сбавляется влияние антропоморфных образов;
  • человек прекращает полагать, что он часть природы;
  • принимается сравнивать себя с окружающим миром.

Как мышление, так и язык приобретают метафизический характер, способствуя усложнению рассудков человека, тем самым отводит его от реального мира.

Суть индустриальной культуры

На сегодняшний день имеются социальные обстоятельства, которые в свою очередь устанавливают выработку характерных для индустриальной культуры ценностей. Это становится направляющим ориентиром к достижению успеха, конкуренцией в финансовой сфере, статусов и т.д. В результате поднимается на поверхность одну типичную особенность — данное явление выставляет своего рода вектор по направлению к индивидуализму, а он уже включает в себя признание и защиту прав личности, ее свобод на законодательном уровне. Основным результатом формирования модернизированной культуры производится создание демократического общества, ручающегося за защиту на законодательном уровне гражданских, политических и имущественных прав человека.

Нельзя не отметить тот факт, что индустриальная культура содержит в себе достаточно глубокие противоречия. Вследствие этого на поверхность всплывает проблема отчуждения человека от средств и продуктов производства, а это приводит к тому, что труд утрачивает свою привлекательность.

Своей кульминации этот процесс достигает в конвейерном производстве, то есть там, где трудящийся принужден к выполнению однообразной работы весь его трудовой день. Из среды производства отношения отчуждения изливаются на социальные нормы и межличностные отношения, эффектно проявляются в главенстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Ощущение беспомощности и зависимости, рождающееся при этом у человека, становится основанием аномии и отклоняющегося поведения. Эти и многие другие вопросы индустриальной культуры стали предметом рассмотрения и критики философов и культурологов.

Замечание 1

Индустриальная культура изображалась публике в образе громадного завода, на котором они вынуждены день ото дня стоять у конвейера. Казалось, что в контексте нынешней информационной культуры все надлежит тому, что бы выглядеть совсем по-другому. Был объявлен приоритетный уровень производства. Истинно то, что сфера услуг крайне широко отрекомендована в индустриально развитых странах западного типа.

Все же нельзя понимать тезис о преобладании в индустриальном обществе сферы услуг, впадая в крайность и считая, что в нем не отыщется места для производства товаров. Японский профессор Такамитсу Сава доказывает, что производство товаров не может быть передвинуто из культурных стран, в которых к тому времени уже будет существовать постиндустриальное общество, в страны со слабым уровнем индустриального развития.

Такамитсу Сава направляет интерес на неразрывную связь между совместным культурным уровнем воспитания рабочего и его потенциалом изготовлять высокотехнологичные товары. Способность человека благополучно реализовывать доверенный ему труд — стоит ли он за конвейером или является оператором компьютерной системы — не может не зависеть от его образования и профессионального опыта. Индустриальный молох не исчез, он просто-напросто модифицировался. Если в рамках индустриальной культуры человек осуществлял чаще всего репродуктивную работу, то сейчас труд его становится все более созидательным.

Замечание 2

Задача человека заключается в том, чтобы измышлять нечто новейшее, персональное. С одной стороны, теперешние информационные технологии содействуют тому, что умножаются потенциалы созидательного труда. С другой, собственно сам рынок диктует, какие именно товары в потребности.

Труд человека стал более созидательным, но в то же время, как ни парадоксально, сам человек стал гораздо менее свободен.

Черты индустриальной культуры

Индустриальное общество, будучи истинно «экономической формацией общества» (К. Маркс), имеет в распоряжении соответствующую культурой. Ее основные черты: 1. Рационализм - выражается в том, что вменяет всем моделям поведения одни и те же экономические критерии рационального: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект; 2. Индивидуализм - по своей культурной натуре сориентирован на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, выражается в не стабильном виде хозяйственного альтруизма, во взаимном отчуждении людей друг от друга; 3. Полистилизм - это разнообразие развитых конфигураций в одежде, манерах поведения, в архитектуре, и так далее. Представляет собой продолжение экономического объединения общества, побуждающего любую из социальных групп отдавать предпочтение особенной модели культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и доходами; 4. Экономизм культуры отображается в принятой социумом системе жизненных ценностей, в ее стержневом квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :