В рамках семиотического подхода культура понимается как система коммуникаций, а явления культуры рассматриваются как система знаков. Культура отражается в знаках и символах.
Знак представляет собой некий материальный заменитель предмета, события или явления, функция которого заключается в хранении, переработке и трансляции знаний, информации, опыта.
Знак наделяется ограниченными функциями. Посредством знака человек может осуществлять информационный обмен, подвергать информацию различного рода обработке. Наука, занимающаяся изучением знаков, называется семиотикой.
Количество знаков в культуре бесконечно. Ученые предлагают следующую классификацию знаков, где выделяются:
Символ применяется в искусстве как художественный иносказательный образ. Посредством символа осуществляется образное освоение действительности. Символические образы несут в себе скрытые смыслы, которые не поддаются прямолинейному дешифрованию. В процессе расшифровки символов участвует не только рациональная составляющая, но и эмоциональный чувственный опыт.
По мнению известного культуролога Ю.М. Лотмана, символ выражает не только линейное значение, выступая прообразом изображаемого, но и содержит в себе глубокий сакральный смысл, который лежит в основе мироздания, бытия. Так, например, символом не будет являться математические и химические знаки, а вот крест, пентаграмма несут в себе большой культурно-смысловой объем и принадлежат к дописьменной эпохе, выполнят функции текста и служат основой любой культуры.
Символ представляет собой многоуровневое образование универсального свойства, которое аккумулирует в себе социально-культурное значение идеи, которая может быть понята интуитивно и не может быть выражена адекватно вербальными средствами.
Символ аккумулирует в себе множество скрытых смыслов и коннотаций, выявление которых осуществляется путем анализа и сопоставлений предметного образа со смысловой основой символа. Интерпретаций символа может быть великое множество. Также символ может нести эстетическую информацию, не доступную человеческому знанию в силу каких-либо объективных причин. Смысловой структуре символа свойственен процесс развития. Образ приобретает прозрачный смысл и превращается в символ.
Знаки и символы окружают человека постоянно. Они регламентируют его поведение, определяют рамки взаимодействия с окружающим миром, с обществом. Знаки и символы содержат в себе большой объем информации, что приравнивает их к тексту. Текст в этом случае выступает как некое явление искусственного образования, т.е. любые знаковые системы. Здесь можно назвать не только текст, созданный вербальными знаками, но и, например, картина, икона также будут являться текстом. Преодолевая естественный план выражения, культура выполняет свои функции посредством других знаковых систем, которые в совокупности представляют язык культуры. Но каждый такой язык существует изолировано и не предоставляет возможность адекватно описать реальность. В этом случаи применяется так называемый метаязык, который восполняет недостающие пробелы. В роли метаязыка может выступать язык любой другой знаковой системы.
В связи с этим возникает проблема адекватной интерпретации смыслов. В культурологии данная проблема рассматривается с позиции вертикального рассмотрения, т.е. в диахроническом аспекте между культурами разных исторических эпох, а также синхронно, горизонтально, т.е. как диалога различных культур, существующих одновременно. Сложность подобного взаимодействия лежит, прежде всего, в сформированных с детства стереотипах поведения и восприятия.
Смыслы, заложенные в символах, представляют собой некую целостную систему, каждый компонент которой связан с другим компонентом этой системы.
Смыслы имеют многоуровневую структуру, где выделяются следующие уровни:
Однако, между этими двумя уровнями лежат другие горизонтальные плоскости смысла, в которых кроется специфичность национальной культуры.
Таким образом, культурно значимая информация накапливается в семантическом поле языка культуры и выражается посредством текста. Для извлечения заложенных внутри смыслов необходимо дешифровать культурных текст, выявить и интерпретировать его ценность, заложенную в глубинах сознания и культуры.