В культурологической концепции выдающегося русского социолога и культуролога Николая Яковлевича Данилевского для культуры есть несколько основных законов.
Первый закон – это обязательное наличие языковой системы, способной объединять народ, или же группу сходных по языку и культуре народов.
Здесь стоит упомянуть, что в своей концепции Данилевский выделял два вида культурно-исторического типа: монолитные и составные.
Монолитные цивилизации - созданные одним народом, составные же цивилизации были образованы несколькими народами со схожими языками.
Второй закон фиксирует необходимость политической самостоятельности, иными словами обязательное наличие у народа своего государства.
Можно сказать, что первый и второй закон – это своего рода условие выделения культурно-исторических типов. Эти законы являются признаками положительных народов.
Третий закон подчёркивает самобытность культурно-исторических типов. Согласно данному закону передача достижений одной цивилизации другой не представляется возможным. Русский культуролог считал, что в истории все попытки навязать свою цивилизацию другим нациям не увенчались успехом. Однако это не значит, что между разными цивилизациями невозможны культурное и иные формы взаимодействия. Но опираясь на исследования истории многих культур, государств и народов, Данилевский пришёл к выводу, что культурное взаимодействие имеет довольно сложную, неоднозначную природу. Контакты между народами могут обернуться как благом, так и злом, достижения разных цивилизаций могут как заимствоваться, так и отторгаться.
На ранних этапах существования представители разных цивилизаций контактируют только при торговле или заключении браков. Другими словами, взаимодействие культур не нарушает естественного, даже можно сказать биологического порядка вещей. На этапе становления государственности противостояние народов и государств способствует или консолидации народа и росту его национального самосознания, или разрушению ещё не сформировавшегося до конца государства и потере возможности создания уникального культурно-исторического типа.
Данилевский писал о том, что драматично, даже трагически складывается взаимодействие цивилизаций при том условии, что одна из них, или же обе цивилизации находятся на этапе расцвета.
Народ может реализовывать свой творческий потенциал, другими словами выражать себя, только в соответствии со складом своего характера. Выражать себя опираясь на образ жизни другого народа, другой культуры означает признать ненужность своего исторического существования.
Копирования чужого культурного опыта несёт для народа серьёзные опасности, например, так можно обречь себя на роль этнографического материала для целей чужих народов. В зависимости от характера и результатов Николай Яковлевич Данилевский выделяет три типа культурных контактов:
Четвертый закон культуры по Данилевскому действует не на все культурно-исторические типы, а только составные, которые сформировались на базе нескольких близких друг другу народов.
Составные культурно-исторические типы, как считал русский культуролог, достигают пика в своём развитии, когда все народы, из которых они состоят, пользуются наибольшей самостоятельностью. Среди таких типов нужно назвать греческий и европейский культурно-исторические типы, подразделения которых развивались самостоятельно. Поэтому эти народы достигли таких успехов. Народы, говорящие на родственных языках, должны создать единое государство.
Пятый закон определяет время и периоды жизни культурно-исторического типа.
Жизненный цикл всякого культурного-исторического типа соответствует жизни человека:
Для культурно-исторического типа срок жизни составляет 1500 лет и делится на четыре периода: