Элитарная культура – замкнутая, специализированная культура, имеющая узкий круг потребителей и создателей. Элитарная культура отличается ценностно-смысловой самодостаточностью, сложностью кодирования и декодирования смыслов и ориентируется на самоактуализацию личности. Элитарная культура – это профессиональная культура, специализированная область творчества. Создатели элитарной культуры и ее потребители обладают специализированными навыками, которые позволяют им декодировать смысл ее творений, зная ее язык, который может быть усвоен только в результате специальной подготовки.
По мнению исследователей элитарной культуры, элитарная культура обращена к избранному меньшинству, которое является одновременно ее творцами и потребителями. Элитарная культура противостоит сознательно культуре массовой во всем ее многообразии жанров и видов.
В элитарной культуре выделяют ряд особенностей, которые характеризуют ее фундаментальное значение для человеческого рода:
В элитарной культуре можно выделить следующие жанры: литература, музыка, изобразительное искусство, кино, театр.
К высшей форме изобразительного искусства можно отнести русский художественных авангард начала XX века, представленный работами В,Г, Бахтеева, А.А. Осмеркина, А.А. Лабаса, Н.А. Удальцовой, К.С. Малевича, О.В. Розановой, С.Я. Сенькина, И.В. Клюна, А.С. Родченко, В.В. Кандинского и другими. Созданные ими произведения вошли в коллекцию шедевров мирового искусства. Главным приемом русского авангарда было абстрагирование живописи от реальности, которое воплощалось в различных его формах: от частичного до абсолютного, от деформаций отдельных элементов реальности до полного ее отрицания.
В киноискусстве элитарность творения определяется по наличию в нем глубокого ценностно-смыслового содержания, которое воплощается в сложных символах и связях, недоступных пониманию неподготовленного человека. Элитарное кино – это кино, в котором коммерческая составляющая не несет доминирующей сущности. Такое кино вызывает реципиента на откровенность, предоставляет огромное поле для самостоятельного осмысления увиденного, без подсказок и стереотипов восприятия. Среди произведений, относящихся к элитарному кинематографу можно выделить следующие: «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», Бергман, Кустурица, Кидук, фон Триер, Бертолуччи, Трюффо, Джармуш, Феллини и другие.
Театральные элитарные постановки проходят, в большинстве своем, на «частных сценах» для очень ограниченного круга людей. В театральный репертуар для широких слоев населения включаются в основном произведения массовой и популярной культур. Таким образом, элитарному театральному искусству характерна замкнутость, закрытость, в большей степени, чем, например, элитарному кино, которое можно найти в Глобальной сети.
В научном обиходе для характеристики элитарной литературы используются ряд синонимов: серьезная, подлинная литература, качественная, которые отражают особенности элитарного литературного творчества.
Писатели, претендующие на амплуа элитарных, адресуют свои произведения сливкам общества, куда входят квалифицированные читатели и люди литературных тусовок, которые знакомы с положением литературных дел. Сливки литературного общества характеризуются своей повышенной вменяемостью, готовностью к различного рода нововведениям.
Элитарная литература имеет ярко выраженную индивидуальность, свою стратегию творчества, нескованность художественного сознания различными табу. Элитарная литература трудна для понимания неквалифицированным читательским большинством. Среди создателей элитарной литературы можно назвать Б. Акунина, В. Сорокина, В. Пелевина и других.
По мнению философов, культурологов только элитарная культура может способствовать культурному развитию общества, только она может сохранять и создавать культурные смыслы, ориентируясь на общечеловеческие ценности.