Сфера духовной культуры – это особая составляющая человеческого сознания, выражающаяся во всех сферах духовной жизни общества.
Духовной жизнью называют совокупность пользования и наличия культурных ценностей, определяющих уровень интеллектуального развития, применяемого в целях гуманизма.
Духовная культура в социологии представляет собой совокупность таких самостоятельных теорий, как социология науки, социология культуры, социология образования, социология СМИ.
Субъектами культурно-духовной сферы выступают:
Все это в совокупности и составляет предмет социологических исследований духовной-культурной сферы.
В начале изучения данного научного направления следует остановиться на понятии культуры. Определение понятия культуры в современной науке насчитывается более 400. Это связано, прежде всего, с различными научными подходами к его изучению, а также и с тем, что сама культура представляет собой сложный многогранный феномен.
В контексте социологии в понимании культуры выделяются три важных обстоятельства.
Социология духовной культуры использует общесоциологические методы исследования, также ей присущи и специфические методы, среди которых наиболее популярны наблюдение, интервью, метод экспертного опроса, анализ источников информации.
Социология духовной культуры представляет собой совокупность направлений социологических исследований духовной культуры.
Рассмотрим их подробнее.
Политический процесс и духовная жизнь общества тесно взаимосвязаны. В политике переплетаются такие понятия, как политическая культура и культурная политика, что становится предметом рассмотрения социологической науки. Их исследованием занимались Я. Бурье, Г. Алмонд, М. Крозье и другие.
Основы данного направления были заложены М. Вебером и Э. Дюркгеймом. Их идеи получили продолжение в трудах Т. Парсонса, Г. Забровского, Э. Гидденса.
Сейчас актуальным в этой области является вопрос «чему и как учить». Современная система образования направлена на самостоятельное получение знаний, на апробирование и внедрение инновационных методов обучения, программ обучения, на новые способы и формы получения образования. Социология выстаивает образовательные модели, основываясь на данные социологической науки.
Основы социологии науки были заложены К. Мангеймам, который создал теорию социологического знания. В начале XX века это направление получает развитие в трудах Р. Мертона, который определяет науку как социальный институт и выводит четыре правила, необходимых для ее существования:
Художественная культура является ядром духовной культурой общества. В художественной культуре принято выделять два вида: художественное производство и художественное потребление. Это объясняет тот факт, что, анализируя художественную культуру, необходимо учитывать количественные и качественные ее характеристики:
Социология культуры изучает социально значимые причины, влияющие на художественную жизнь. Здесь одним из главных предметов рассмотрения является досуговая деятельность, призванная вовлекать общество в развитие своих индивидуальных творческих способностей, приобщать к духовным ценностям.
В структуре социологии художественной культуры особое место занимают социология театра и кино. В данных сферах духовной жизни состоит наибольшая культурная потребность.
Структура социологии чтения и печати состоит из социологии средств массовой информации, исследующая проблемы радио и телевидения, социологию чтения, изучающая вопросы читательской культуры и книгоиздания, социологию печатной периодики в социальном контексте.
Данные направления имеют различные традиции исследования и различные уровни развития. Социология чтения и печати оперирует количественными показателями, а также осуществляет анализ воздействия на личность различных литературных жанров. Социология СМИ сформировалась позже, а свою методологическую базу исследования заимствовала у зарубежных социологов. Самым молодым среди всех ответвлений данного направления является социология чтения, которая пока накапливает эмпирический материал для исследований.
Таким образом, социология художественной культуры является относительно самостоятельной отраслью социологии. Данное перспективное направление не стоит на месте, оно ищет новые пути, методы и приемы для дальнейшего развития и совершенствования.