Духовная культура


Духовная культура

Понятие духовной культуры в культурологии

Духовная культура в культурологии выделяется в качестве структурного компонента культуры.

Определение 1

Под духовной культурой понимается культура, включающая в качестве объектов идеологию, мораль, духовное общение, искусство, религию.

Духовная культура представляется идеальной стороной, сопровождающей материальную деятельность. Любые предметы или явления, составляющие материальную культуру, в качестве основы имеют какой-либо проект, воплощаются в виде определённых знаний а при удовлетворении человеческих потребностей становятся ценностями. Другими словами, перед созданием продуктов, составляющих материальную культуру, их создателями сначала составляются чертежи, план работы, которые являются продуктами духовной культуры.

Материальная культура воплощает определённую часть духовной культуры. Духовная культура существует в ходе овещевления, опредмечивания, получает различное материальное воплощение. Особенно ярко данная особенность проявляется в произведениях искусства, которые составляют часть духовной культуры.

Итак, для предметов культуры характерно изменение своего назначения. Отсюда следует, что возможно введение каких-либо критериев, оказывающих помощь в различении предметов, представляющих материальную и духовную культуру. В качестве критерия возможно применение оценки смысла и назначения рассматриваемого предмета – при удовлетворении предмета или явления первичных (биологических) потребностей, его можно отнести к предметам материальной культуры, при удовлетворении вторичных потребностей человека, которые связаны со способностями человека – к предметам духовной культуры.

Основные сферы духовной культуры

В соответствии с многообразием человеческой деятельности, возможно выделение четырёх сфер духовной культуры.

Первую сферу порождает созидательная активность, присущая воображению людей. В данном случае предполагается выполнение проективного вида деятельности, в ходе которого происходит разработка идеальных моделей, представляющих будущие конструкции, они имеют значительную культурную ценность. В результате данного вида деятельности осуществляется создание идеальных моделей, проектов, чертежей, на которых наглядно отражаются различные технические сооружения, конструкции, машины, а также различные модели, представляющие социальные преобразования – разработка проектов, в которых отражены новые формы политического устройства, новые социальные институты и учреждения. В качестве объекта проектирования часто выступает человек при разработке моделей воспитания. На историческом этапе развития культуры происходило постепенное превращение проективной деятельности в специализированную отрасль – духовное творчество.

На современном этапе развития общества отмечается существование проективной деятельности в качестве специализированной, при этом происходит разделение проектов на природные, социальные и человеческие. В соответствии с этим возможно выделение следующих видов проектирования:

  • технического (инженерного) – данный вид проектирования неразрывным образом связан с научно-техническим прогрессом, который играет важную роль в культуре, результатом проектирования являются материальные вещи, которые являются телом современной цивилизации;
  • социального – в ходе данного вида проектирования создаются модели, представляющие общественные явления (новые формы государственного устройства, политические и правовые системы, различные способы управления производством, школьное образование и т.д.);
  • педагогического – данный вид проектирования ориентирован на создание учителями и родителями различных моделей человека, идеального образа ребёнка и ученика.

Второй сферой, представляющей духовную культуру, является познавательная деятельность человека, которая характеризуется комплексом знаний и представлений о природе, обществе, человеке и его внутреннем мире. Знания представляют собой важнейший структурный элемент в данной области духовной культуры, наиболее адекватным образом данная сфера представляется при проведении научной деятельности. Для любого общества характерно наличие независимых от индивидов систем, при помощи которых осуществляется добывание, хранение, передача информации, знаний.

Третьей сферой духовной культуры является ценностно-ориентированная деятельность, в процессе которой знание-оценка представляется связующим звеном с представленным выше структурным компонентом, составляющим духовную культуру. Знания при этом являются фильтром, являются неотделимыми от осуществления оценочной деятельности.

Данную сферу представляют три подсистемы:

  • моральная культура, которая понимается как нормативно-ценностная ориентация отношения индивида и различных социальных групп к условиям жизнедеятельности и друг к другу; также возможно определение данной подсистемы как достигнутого обществом и отдельными индивидами уровня сформированности таких качеств, как человечность, гуманность, обнаруживается в культуре поступков: мотивов, соответствующих понятиям добра и зла, справедливости и т.д.;
  • художественная культура – структура данной подсистемы на современном этапе представлена недостаточно полно, чаще всего определяется в качестве самоуправляющейся системы, которая представлена художественным творчеством, художественными ценностями, художественным потреблением;
  • религиозная культура – её основанием является религиозная деятельность человека, которая определяется как восхождение человека к Богу, выражается в культовых и вероисповедальных действиях.

Четвёртой сферой духовной культуры является духовное общение людей, проявляется в ряде конкретных форм, которые определяет специфика предмета процесса коммуникации. Наличие душевного контакта между партнёрами по общению, в ходе которого они обмениваются информацией, представляется в качестве высокой культурной ценности.

Замечание 1

Таким образом, духовная культура является деятельностью, направленной на духовное развитие человека и общества, при этом создаются идеи, усваиваются знания, всё это отражается на духовных ценностях. [/Замечание]



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :