На современном этапе развития общества как никогда прежде встает ряд социокультурных проблем, которые сейчас приобретают особую остроту и актуальность в гуманитарном научном дискурсе. При этом центральное место отводится культуре, как всеобъемлющей категории, отражающей положительные и отрицательные составляющие жизни человека.
Культура в силу своей антропоцентричности и антропомерности является той основой, на которой формируется и материализуется уникальность человеческой природы. Внутри культуры из обычного представителя рода человеческого рождается индивидуальность и личность, которая имеет нравственное самоопределение, потребность к творческой деятельности, свободу самовыражения.
В этой связи становится интересным проследить роль культуры как главного мотивационного фактора деятельности человека, так и ее роль в выборе пути развития российского общества.
Каждое социальное бытие предполагает внутри себя функционирование различных культур, взаимосвязанных между собой. Выделяется ангажированная государственная культура, с помощью которой посредством рационально-прагматической системы формируются нужные этические и эстетические ценности, мировоззрение и поведение людей. Это, так называемая, каноническая культура, посредством которой человек обретает свою индивидуальность и определяет свои социальные роли.
Формирование личности происходит в процессе инкультурации и предполагает усвоение культуры через ее традиции и стили. В ней человек приобретает право выбора своего самовыражения, что и является ведущим фактором в формировании его личности.
В этой связи выделяют стратную и субкультурную организации. Стратная организация фиксирует уровень специализации и сложность знаково-символического статуса культуры. Она имеет иерархическую структуру, в которой выделяются элитарная и популярная культура.
Элитарная культура – это профессиональная культура, специализированная область творчества. Создатели элитарной культуры и ее потребители обладают специализированными навыками, которые позволяют им декодировать смысл ее творений, зная ее язык, который может быть усвоен только в результате специальной подготовки.
Популярная культура (ее следует отличать от массовой культуры) выступает выразителем смыслов на неспециализированном языке и характеризуется не столько низкопробностью, сколько большим охватом аудитории влияния.
Популярная культура имеет в своей основе творческое начало, а ее постижение основано на здравом смысле и природной интуиции, что позволяет ей транслировать свои ценности на большое количество людей. В систему смыслов популярной культуры входят нравственные, этические, эстетические идеалы, рациональные ориентации, основанные на общечеловеческих ценностях.
Эти уровни культуры имеют общее, заключающееся в стремлении к традиционализации и нормативизации в масштабах социума. Отличие же между элитарной и популярной культурой состоит в том, что элитарная культура основывается на более сложной символико-смысловой организации произведений. Здесь можно привести такой пример существования элитарной и популярной культуры.
К элитарной культуре, например, принадлежит область научного биологического знания, доступная и понятная только специалистам данного профиля. В рамках же популярной культуры существует, к примеру, животноводство. Этим видом деятельности может заниматься каждый желающий, знакомый с жизнью животных.
То же самое можно сказать и о литературе. Существует литература, которая создается специалистами: поэтами, писателями, журналистами и т.д. Все они проходили специальное обучение, чтобы овладеть «искусством слова». Есть и литература, которая создается людьми без специальной подготовки. Такая литература транслирует те же смыслы, что и элитарная литература, но в несколько иной форме, доступной людям без специальной подготовки. Именно посредством такого литературного творчества осуществляется процесс приобщения детей к родной культуре.
Например, через сказки, которые, с одной стороны, являются образцом мудрости, а с другой – доступны для понимания.
Если взять религиозную составляющую культуры, то и здесь присутствует то же деление на элитарную и популярную культуры. Так, к высокоспециализированным, т.е. элитарным можно отнести богословские области религии, а практическая вера, что в большей мере проявляется через обряды, принадлежит к популярной культуре. Специализированное религиозное знание популярная культура адаптирует именно при помощи обрядов, посредством которых наглядная запись любой догматической истины, доступная всем.
Здесь же следует упомянуть о возникновении Нового Завета как варианта исторической популяции Ветхого завета. Христос упразднял сложные для понимания истины, превращая их в притчи, что никак не умаляет достоинства Нового Завета, так как в традиции Ветхого Завета Бог обращается к человеку через пророков-людей, наделенных особыми дарами боговедения, способных стать проводниками Слова. В Новозаветной традиции он Сам приходит к людям, умаляя себя до их телесного масштаба, чтобы быть не только услышанным и понятым, но и принятым ими.
Таким образом, популярная культура не имеет ничего общего с массовой культурой и не означает образцы культуры низшего качества. Популярная культура содержит в своей основе широту охвата своего влияния в силу доступности ее для понимания. Здесь работает оппозиция не простое-сложное, а теоретико-рациональное и интуитивно-практическое. При этом необходимо заметить, что чаще всего практическая составляющая опережает теоретическое. Достаточно вспомнить, что богословию как специфической области философского знания предшествовало интуитивное постижение божественного. То же самое можно сказать и о научном знании, которое первоначально формировалось на эмпирической основе путем интуитивного постижения законов природы, а уже потом включалось ее теоретизация.