Понятие культуры, которое рассматривают в рамках социологической науки, представляет из себя многоаспектное социокультурное научное явление, которое имеет специфическую социальную природу. Культура в социологии выражается во всем многообразии социальных отношений, которые складываются между людьми, а также в отношениях, которые направлены на такие процессы, как:
Сама по себе культура – это сложное, многогранное явление, причем как по своей сути, так и по форме. Элементы, которые входят в культуру, могут принимать различные формы и выступать в качестве самых разных аспектов жизни человека. Это и идеологическая составляющая, и система верований, традиции и обычаи, нормы и ценностные ориентации. В культуру человека входят также произведения искусства, которые оказывают влияние на его вкус, интересы и потребности. Все эти элементы являются значимой частью в формировании культуры человеческого общества на каждом этапе исторического и социокультурного развития.
Успешное развитие культуры зависит от того, насколько развиты у людей такие способности, как способность передавать знания и информацию, накопленные в обществе, из поколения в поколение, от одного человека к другому. Таким образом, в культуре очень важен коммуникативный аспект, поскольку без него передача информации неосуществима. Как явление, культура не передается на генетическом уровне: она создается самими людьми в процессе их жизнедеятельности, и ей необходимо специально обучаться. Некоторые предметы культуры без должного обращения с ними могут нанести непоправимый вред человеку или всему обществу в целом, поэтому исследователи обращают серьезное внимание на обучение культуре и ее основным принципам, в первую очередь в процессе первичной и вторичной социализации.
Таким образом, именно в результате освоения установленных ценностей и норм, правил поведения и образцов поведения в сообщества, а также ценностных ориентиров и идеалов происходит формирование всесторонне культурно развитой личности. Без освоения культурных материалов человек не может в дальнейшем сам заниматься культурной деятельностью, поскольку ему будет не хватать знаний, умений и навыков, и он не сможет рационально применять их в практической деятельности.
Каждое сообщество, в котором проживают индивиды, имеет свою особую, уникальную культуру. Их отличия связаны с тем, каковы особенности условий жизни индивидов, которые следуют тем или иным культурным ориентирам, а также с наличием или наоборот отсутствием ресурсов, норм и ценностей, ритуалов и традиций. Общества отличаются уровнем своего социального и экономического развития, политическими режимами, что также оказывает большое влияние на то, какие виды культуры формируются внутри этих сообществ.
На сегодняшний день в социологи выделяют два основных вида культуры:
Материальная культура включает в себя всю совокупность продуктов производства, а также созданные человеком орудия труда, технические приспособления и здания, приведшие к урбанизации городов и сообществ. Что касается нематериальной культуры, то она представлена всей совокупностью норм и ценностей, ориентаций и знаний, идеологией, языком, символами и знаками, которые в целом составляют духовное и культурное развитие сообществ. Оба этих вида являются обобщающими, поскольку содержат в себе все формы и характеристики, присущие различным культурным проявлениям индивидов и более широких социальных групп.
Также к видам культуры относят такие, как: доминирующая культура, сельская культура, городская культура, культура обыденного уровня и специализированные культурные направления. Они более детально раскрывают видовое разнообразие культур, которое рассматривается и в социологической, и в культурологической науках.
Доминирующая культура – это вся совокупность общепринятых норм и ценностей, которые поддерживаются в обществе. Это и языковые, и социальные нормы, а также ценностные и религиозные установки, которые разделяются большинством членов общества. доминирующая культура также является приоритетной в выстраивании коммуникаций между индивидами, она очень важна в рамках образовательных программ, востребована у людей, занятых художественным творчеством, а также является важной в политике и в деловых отношениях. Доминирующая культура может распадаться на два подвида: этническая доминирующая культура и национальная доминирующая культура. Они отличаются сложностью организации общества, а также зависят от количественного состава населения. В то же время, общество может включать в себя различные группы людей, которые ориентированы на развитие культурных комплексов, которые обладают иными характеристиками. Такие группы называются субкультурами.
Сельская культура – это культура крестьянства, иными словами – деревенская культура. Ее носителями являются крестьяне и жители сельских территорий. Этот вид культуры обладает некоторыми отличительными чертами: в ней присутствуют доверительные личные отношения, которые складываются непосредственно между участниками культурной сообщности; также главным источником знаний и информации выступают слухи и местная интерпретация как исторических, так и общесоциальных событий. Очень большое внимание уделяют экологической ситуации, основная деятельность производится в рамках сельского хозяйства. При этом, в отличие от городской культуры, представители сельской культуры обладают ограниченными запросами в рамках культуры, поскольку осознают ограниченность в реализации своих интересов и потребностей.