Ассимиляция как культурное взаимодействие


Ассимиляция как культурное взаимодействие

Уровни взаимодействия культур

Взаимодействие между различными культурами оказывает влияние на разные группы людей - от немногочисленных народностей, состоящих из нескольких десятков человек, до наций, численностью в миллиард (таких как китайцы). В этой связи при анализе взаимовлияния культур принято выделять следующие уровни:

  • этнический;
  • национальный;
  • цивилизационный.

При первом типе проявляются амбивалентные тенденции. Взаимное усвоение компонентов культуры, с одной стороны, благотворно влияет на интеграционные процессы, например, способствует увеличению числа смешанных браков, распространению сразу двух языков, а с другой стороны, усиливает этническое самосознание.

Замечание 1

Интересно подметить, что самые малочисленные и однородные этнические группы с наибольшей силой отстаивают свою уникальность и неповторимость.

По этой причине, характерные черты и признаки этноса, обеспечивают не только его стабильность, выполняют не только этноинтегрирующую, но и этнодифференцируюищую функцию, что выражается в наличии собственной, особой для данного общества системы ценностей, норм, установок, стереотипов мышления и поведения.

Учитывая разные внешние и внутренние факторы, взаимовлияние системы ценностей двух обществ на этническом уровне может приводить к разнообразным ситуациям и вариантам контактов:

  • прибавление - суть его заключается в банальном количественном преобразовании в структуре этноса, который сталкиваясь с другой системой ценностей, научается некоторым её достижениям. Пример такого контакта: это влияние американских индейцев на Европу, когда индейцы обогатили обитателей старого света новыми видами растений.
  • усложнение - представляет собой качественную трансформацию этноса под сильным влиянием более развитого народа. Это даёт стимул к дальнейшему развитию собственной культуры, её усложнению. Примером здесь может являться воздействие китайской культуры на японскую и корейскую. Последние принято считать дочерними по отношению к китайской.
  • убавление - здесь происходит потеря собственных смыслов, идей, навыков, ценностей, виной чему контакт с более зрелым обществом. Это количественное преобразование свойственном множеству бесписьменных народов, и часто является первым этапом в умирании данного социума или народа.
  • обеднение (эрозия) - суть данного контакта в том, что происходит разрушение общества под внешним влиянием. Всё это случается по причине неразвитости и неустойчивости собственных программ жизнедеятельности. Так, культура айнов практически полностью была поглощени японской традицией, а американские индейцы сохранили свою самобытность только на территории резерваций.

Виды взаимодействия культур

Процессы ассимиляции, когда представители этнического образования теряют свою первоначальную культуру и усваивают новую, активно протекают в регионах с развитой экономикой. Эти процессы происходят методом завоевания, смешанных браков, также имеет место быть целенаправленная политика растворения малочисленной нации в более крупном народе. При этом возможны:

  • односторонняя ассимиляция, когда представители меньшинства теряют свою специфику под давлением внешних факторов;
  • культурное смешение, когда особенные черты меньшинства и доминирующей культуры смешиваются, образуя при этом устойчивый синтез; полная ассимиляция - представляет собой очень редкий случай.
Замечание 2

Довольно часто имеет место быть меньшая или большая степень трансформации меньшинства под влиянием системы ценностей большинства. В данном случае происходит замена сложившихся устоев, шаблонов, норм, языка, поведения.

Интеграция. Это процесс такого взаимовлияния внутри крупной области или государства нескольких этносов, сильно различающихся по языку, традициям, обычаям, системе ценностей, при котором у них появляются общие свойства и черта. К примеру, складываются элементы общего самосознания, основанного на длительном хозяйственном, политическом, экономическом, и других взаимодействиях. Однако, несмотря на это, нации и народы сохраняют свою неповторимость и самобытность.

Ряд специалистов определяют интеграцию как процесс согласования эстетических, эмоциональных, логических значений с устоями цивилизации и реальным поведением индивида. Поэтому выделяют несколько различных форм интеграции:

  • конфигурационная, или тематическая. Осуществляется по сходству, на базе единой общей «темы», которая задаёт направление для человеческой активности. К примеру интеграция западноевропейских государств осуществлялась на основе христианской религии.
  • стилистическая. Протекает на основе единых стилей - времени, эпохи, места. Единые стили (научные, художественные, хозяйственные, политические) формируют общие культурные принципы.
  • логическая. Происходит посредством логического согласования, приведения в непротиворечивое состояние философских и научных систем.
  • коннективная. Осуществляется благодаря непосредственной взаимосвязи составных элементов цивилизации, при непосредственной коммуникации между людьми.
  • функциональная, или адаптивная. Интеграция с целью повышения функциональной эффективности человека и всего сообщества; характерна для современности: мировой рынок, мировое разделение труда и т.д.;
  • регулятивная. Необходима для урегулирования или нейтрализации социально-политических разногласий и конфликтных ситуаций.

Транскультурация - процесс, при котором относительно небольшая часть этнической общности по причине или добровольной миграции, или насильственного переселения перемещается в другую область обитания, где инокультурная среда или полностью отсутствует, или представлена незначительно. С течением времени отделившаяся часть этноса превращается в самостоятельный этнос с собственной культурой. Так, английские протестанты, которые переселились в Северную Америку, стали основой формирования североамериканского этноса с его особенной, уникальной культурой.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :