Нравственные и этические ценности представляют собой один из важнейших факторов взаимоотношения человека с окружающей его средой. Это особый способ освоения действительности человеком. На протяжении всей истории становления и совершенствования человеческого общества люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, верности и честности, человечности и товарищеской взаимопомощи.
Биоэтику рассматривают как обоснование человеческой морали естественнонаучными знаниями. Это обоснование осуществлялось ещё с давних пор. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих к человека к развитию его духовного начала:
Изначально морально-нравственные и этические ценности были предметом исследования в таких разделах философии, как этика и аксиология.
Впоследствии они стали предметом психологических исследований. По поводу происхождения понятия этики человека существует несколько различных точек зрения:
Современная биоэтика не является обособленным научным направлением. Она исследует этические принципы, основываясь на достижениях различных разделов биологии и медицины.
Современная биоэтика признаёт высшей ценностью человеческую жизнь. Именно с данной позиции развиваются её основные направления, оказывающие значительное влияние на человечество.
На актуальном этапе своего развития биоэтика занимается исследованием таких важных для человека вопросов, как обоснование возможностей или невозможности клонирования человека, допустимость использования достижений генной инженерии и биотехнологии в жизни человека, допустимость искусственного изменения гендерной принадлежности, использование биоматериала человека и животных в исследовательской и практической деятельности, применение эвтаназии.
Так, до сих пор в среде исследователей ведутся споры о допустимости клонирования организма человека. Отдельные генетики и биотехнологии считают, что на основании успешного использования клонального размножения растений можно сделать вывод о том, что клонирование животных и людей открывает перед человечеством значительные перспективы. Подобно тому, как клонированные растения способны к оздоровлению, а также к приобретению заданных ценных свойств, эти же достижения могут быть применимы и к клонированным млекопитающим, к числу которых относят и человека. Однако Другие исследователи считают, что современных технологий недостаточно для того, чтобы осуществлять процессы клонирования людей так, чтобы были исключены любые риски. В связи с этим в ряде государств эксперименты по клонированию людей строго запрещены.
Другим актуальным для человечества биоэтическим вопросом является возможность либо недопустимость применения эвтаназии для тяжелобольных людей. По данной проблеме также ведутся активные споры среди учёных. В некоторых странах активная эвтаназия является официально разрешённой, однако в большинстве государств, в том числе в России, применение эвтаназии запрещено. Противники эвтаназии, доказывая свою позицию, приводят в качестве примера уникальные случаи выздоровления неизлечимо больных, доказывают, что излечение заболеваний, которое в настоящее время не представляется возможным, уже в скором времени станет реальным благодаря развитию современной биологии и медицины.
Очень актуальным биоэтическим вопросом является допустимость искусственных абортов. Несмотря на то что эта процедура вот уже довольно длительное время широко распространена, она вызываем множество неодобрений и разногласий. Ряд исследователей считают, что аборт, также как и убийство, направлен против человеческой сущности, и их распространение приведёт к вырождению и снижению ценности жизни людей. Множество этических вопросов вызывает также смена гендерной принадлежности людей, которая также вызывает огромное число правовых, психологических, морально-нравственных, социальных разногласий и споров.
В целом современная биоэтика сталкивается с рядом противоречий в жизни человека. С одной стороны, она призвана учитывать его интересы, душевные потребности, склонности, которые могут отличаться от традиционных и оказывать значительное воздействие на природную и социальную среду. С другой стороны, биоэтика призвана не допустить, чтобы дальнейшее развитие науки и техники привело к негативным последствиям для человеческой цивилизации.