Проблема философского метода в естествознании Нового времени


Проблема философского метода в естествознании Нового времени

Основные достижения естествознания Нового Времени

Период Нового Времени явился эпохой зарождения современной науки, основы которой были заложены Г. Галилеем, И. Ньютоном, И. Кеплером.

  • Концепция Галилео Галилея содержала в себе законы классической механики. Важным достижением Г. Галилея стало открытие законов колебания маятника, а также доказательство вращения Солнца вокруг своей оси. Также он, выполняя эмпирические исследования, сумел вычислить вес воздуха, открыть спутники Юпитера. Галилей разделял многие взгляды Николая Коперника.
  • И. Кеплер изучал небесную сферу, составлял звездные таблицы. Главная заслуга Кеплера - это формулировка трёх законов передвижения планет относительно Солнца. Он разработал теорию солнечных и лунных затмений, находил новые способы их предсказания. Помимо этого, он с невероятной точностью смог рассчитать расстояние между Землёй и Солнцем.
  • Исаак Ньютон независимо от Лейбница работал над интегральным и дифференциальным исчислением, которое предоставило возможности решения сложных задач механики. Ньютоном были открыты три закона динамики, а также закон всемирного тяготения, ставшие основой классической механики. В своей работе «Математические начала натуральной философии» И. Ньютон математическими способами смог вывести все факты механики небесных и земных тел, включая и законы движения планет Кеплера.
Замечание 1

В целом, в период Нового Времени в результате многочисленных научных открытий сформировалось понятие о классической механике. Развитие естествознания оказало значительное воздействие на различные сферы жизнедеятельности человека, серьёзно преобразовав его мировоззрение. Формирование механической картины мира является обобщающим результатам данной эпохи.

Проблема философского метода в естествознании Нового Времени

Учёные и мыслители нового времени поставили перед философией практические задачи. Она должна была способствовать появлению научного знания, открытию новых истин. При этом её целью должна стать систематизация и интеграция разрозненных знаний автономных научных направлений. Созерцательный идеал философского познания был противопоставлен идее практической эффективности и результативности научного знания.

Предмет философии по-прежнему разделяли на три основных части: Бог, природа, человек. Важнейшим предметом исследования философов Нового времени стала природа, а также познающий и изменяющий её в своей деятельности разумный субъект – создатель технологии и техники, культуры и социальности.

Основной задачей философии Нового Времени стало создание новой целостной системы знаний о Вселенной, а также открытие новых истин, которые упрочили бы статус человека во Вселенной.

Новое понимание философии поставило перед исследователями перспективные вопросы: каким должен быть объективный метод естественнонаучного познания?

При исследованиях природных явлений, объектов и процессов возникли два противоположных общефилософских метода – метафизический и диалектический.

Замечание 2

Метафизический метод предполагал изолированное исследование явлений, процессов и объектов окружающего мира, не рассматривая множество связей между ними. В диалектическом методе исследование процессов, объектов и явлений должна осуществляться с учётом этих взаимосвязей, а также особенностей их развития.

Значимым представителем диалектического метода являлся древнегреческий философ Гераклит, обращавшийся к взаимосвязям и изменчивости в окружающем мире, а также высказывающий идеи о непрерывном движении и изменчивости в природе. Он считал, что одно и то же может быть противоположным. Так, морская вода одновременно чиста и грязна – для рыб и других водных обитателей она служит спасением, для людей же отравой. Таким образом, одно и то же понятие можно охарактеризовать с разных позиций.

С позиций других философов античного времени окружающий мир представлялся неизменным и неподвижным. Эти представления были характерны для науки Нового времени, и данный метод познания окружающего мира был назван метафизическим. Он был полезен на определённом этапе развития естествознания, поскольку значительно облегчал процессы познания природы.

В рамках метафизики учёные исследовали различные объекты и явления природы, классифицировали их. Одним из примеров использования метафизического метода является научная деятельность Карла Линнея. Главная заслуга этого исследователя - разработка классификации объектов растительного и животного мира.

Бинарная система обозначения живых организмов, которую предложил Линней, содержит в себе два наименования – родовое и видовое. Однако Линней всё же вышел за пределы метафизики. Классифицировав разновидности организмов, он не придавал значения развитию в этой системе.

Открытия в естествознании во второй половине 18 столетия и первой половине 19 века выявили диалектический характер биологических систем.

Естественнонаучные теории развития послужили обоснованием диалектического подхода к развитию мира. В данный период достижения в сфере естествознания опровергли метафизический метод изучению окружающего мира, показав ограниченный характер метафизики. Метафизика делала затруднительными перспективы развития естествознания. Преодолеть возникшие проблемы в теоретическом исследовании могло только применение диалектического метода.

Замечание 3

Таким образом, метафизический и диалектический методы научного познания стали различными способами философского исследования окружающей реальности. Метафизический метод позволил изучить начала и принципы объектов, процессов и явлений природы, которые представляются неизменными. Диалектический метод , в свою очередь, предполагает изучение всех объектов и явлений с учётом их взаимосвязей, процессов развития и изменяемости, а также рассматривает всеобщие механизмы развития в окружающем мире.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :