Период Нового Времени явился эпохой зарождения современной науки, основы которой были заложены Г. Галилеем, И. Ньютоном, И. Кеплером.
В целом, в период Нового Времени в результате многочисленных научных открытий сформировалось понятие о классической механике. Развитие естествознания оказало значительное воздействие на различные сферы жизнедеятельности человека, серьёзно преобразовав его мировоззрение. Формирование механической картины мира является обобщающим результатам данной эпохи.
Учёные и мыслители нового времени поставили перед философией практические задачи. Она должна была способствовать появлению научного знания, открытию новых истин. При этом её целью должна стать систематизация и интеграция разрозненных знаний автономных научных направлений. Созерцательный идеал философского познания был противопоставлен идее практической эффективности и результативности научного знания.
Предмет философии по-прежнему разделяли на три основных части: Бог, природа, человек. Важнейшим предметом исследования философов Нового времени стала природа, а также познающий и изменяющий её в своей деятельности разумный субъект – создатель технологии и техники, культуры и социальности.
Основной задачей философии Нового Времени стало создание новой целостной системы знаний о Вселенной, а также открытие новых истин, которые упрочили бы статус человека во Вселенной.
Новое понимание философии поставило перед исследователями перспективные вопросы: каким должен быть объективный метод естественнонаучного познания?
При исследованиях природных явлений, объектов и процессов возникли два противоположных общефилософских метода – метафизический и диалектический.
Метафизический метод предполагал изолированное исследование явлений, процессов и объектов окружающего мира, не рассматривая множество связей между ними. В диалектическом методе исследование процессов, объектов и явлений должна осуществляться с учётом этих взаимосвязей, а также особенностей их развития.
Значимым представителем диалектического метода являлся древнегреческий философ Гераклит, обращавшийся к взаимосвязям и изменчивости в окружающем мире, а также высказывающий идеи о непрерывном движении и изменчивости в природе. Он считал, что одно и то же может быть противоположным. Так, морская вода одновременно чиста и грязна – для рыб и других водных обитателей она служит спасением, для людей же отравой. Таким образом, одно и то же понятие можно охарактеризовать с разных позиций.
С позиций других философов античного времени окружающий мир представлялся неизменным и неподвижным. Эти представления были характерны для науки Нового времени, и данный метод познания окружающего мира был назван метафизическим. Он был полезен на определённом этапе развития естествознания, поскольку значительно облегчал процессы познания природы.
В рамках метафизики учёные исследовали различные объекты и явления природы, классифицировали их. Одним из примеров использования метафизического метода является научная деятельность Карла Линнея. Главная заслуга этого исследователя - разработка классификации объектов растительного и животного мира.
Бинарная система обозначения живых организмов, которую предложил Линней, содержит в себе два наименования – родовое и видовое. Однако Линней всё же вышел за пределы метафизики. Классифицировав разновидности организмов, он не придавал значения развитию в этой системе.
Открытия в естествознании во второй половине 18 столетия и первой половине 19 века выявили диалектический характер биологических систем.
Естественнонаучные теории развития послужили обоснованием диалектического подхода к развитию мира. В данный период достижения в сфере естествознания опровергли метафизический метод изучению окружающего мира, показав ограниченный характер метафизики. Метафизика делала затруднительными перспективы развития естествознания. Преодолеть возникшие проблемы в теоретическом исследовании могло только применение диалектического метода.
Таким образом, метафизический и диалектический методы научного познания стали различными способами философского исследования окружающей реальности. Метафизический метод позволил изучить начала и принципы объектов, процессов и явлений природы, которые представляются неизменными. Диалектический метод , в свою очередь, предполагает изучение всех объектов и явлений с учётом их взаимосвязей, процессов развития и изменяемости, а также рассматривает всеобщие механизмы развития в окружающем мире.