Атомистика сыграла ключевую роль в понимании природы древнегреческими философами. Несмотря на то что атомистические представления в этот период значительно отличались от современных, они заложили рациональные основы развития естествознания.
На смену решающей роли религиозных явлений и стихий в формировании и развитии всего живого постепенно приходит атомистическое понимание окружающего мира. Помимо этого, в среде философов ведутся споры о делимости (неделимости) материи.
Исследователи рассуждали: камень, если его разбить, остаётся камнем. Впоследствии его можно измельчить на мелкие крупинки, при этом структура их будет более-менее однородной. В связи с этим возник вопрос: до какого предела можно проводить это деление?
Демокрит высказал предположение. Что все тела и вещества состоят из очень мелких невидимых частичек, которые были названы атомами, т. е. неделимыми. Атомы, по мнению Демокрита. Имеют размеры, форму, массу, по которым одни атомы отличаются от других. Так появилось учение Демокрита об атомах.
Основными положениями данного учения стали:
Также Демокрит высказал предположение, что атомы образуют не только предметы, но и целые миры. При этом имеются миры, находящиеся на этапе формирования, есть миры, которые переживают свой расцвет, а есть миры, которые переживают стадию разрушения. Такое строение Вселенной представляет интерес. По мнению Демокрита, новые миры возникают в процессе сложения атомов, а уничтожаются от разложения на атомы.
Ученик и последователь Демокрита Эпикур продолжил его учение об атомистическом строении мира. Эпикур полностью разделял идеи Демокрита об атомах и пустотах. При этом он установил границы размеров атомов. Также он сделал попытку поиска источника внутренней энергии движения атомов. Это стало шагом вперёд по сравнению с атомистикой Демокрита, согласно которому атом является непроницаемым и внутри себя не имеет никакой энергии.
Представления о космологии стали важной частью учения Аристотеля. Эти представления, оформившись в целостную систему, долгие века были основополагающими. И только в конце 19 века появились изменения в них, поскольку появились новые научные сведения и необходимое оборудование для исследовательской1 работы.
Космологическая теория Аристотеля носит геоцентрический характер. Так, Земля располагается в центральной части Вселенной. Они имеет форму шара. Вывод о шарообразной форме нашей планеты был сделан Аристотелем на основе наблюдения солнечного затмения. Также вывод о шаровидности Земли подтверждается тяготение Земли к центру Вселенной. Имеет в основе эфир, пятый элемент. По представлению Аристотеля, небесные тела состоят из эфира.
Аристотель разделил весь мир на две области:
В основе области земли четыре ключевых элемента: вода, воздух, огонь и земля. Основу области Неба составляет пятый элемент – эфир. Небесные тела, по мнению Аристотеля, состоят из эфира. В составе неподвижных звёзд чистый эфир, так как они удалены от Земли настолько, что на них не может оказывать воздействие ни один из четырёх элементов области земли.
В составе планет и луны также эфир, однако эти небесные тела всё же подвержены воздействию четырёх земных элементов.
По мнению Аристотеля, огонь находится за пределами воздушной оболочки, поскольку он является самым лёгким из всех земных элементов. Он располагается в пространстве между Землёй и луной и поэтому связан с границей пятого элемента.
В отличие от атомистических представлений Демокрита, геоцентрическая космология считает, что Вселенная имеет определённые границы.
В целом геоцентризм является ложным представлением о строении и свойствах Вселенной. Однако на протяжении полутора десятка лет данная концепция была ведущей. В первую очередь это связано с развитием религии и теологии, которые имели огромное значение в формировании идеологии населения. Геоцентризм стал одним из основных догматов, и переосмысление данной теории считалось тяжким преступлением.