Идея о множественности миров впервые была высказана Левкиппом, по мнению которого Вселенная являлась бесконечной, и её основу составляют полнота и пустота. Именно из них появляются бесконечные миры. Появление миров происходит таким образом: множество разных тел выделяются и направляются в пустоту, при этом происходит их скопление. Элементы, двигаясь, делятся на группы по взаимному сходству. Так возникли Солнца, Луны, звёзды и Земли.
По мнению Левкиппа, мир чётко структурирован. Но у атомов структура отсутствует, поскольку в них нет пустот. Наличие пустот в мирах и сложных веществах и телах служит обоснованием их изменчивости. Из бесконечности Вселенной возникает бесконечная множественность миров.
С точки зрения Аристотеля Вселенная представляет собой упорядоченную систему. Если Платон и Аристотель рассматривали Вселенную в качестве органически целесообразного устройства, то Демокрит представлял её в виде постоянных перемещений атомной пыли.
Таким образом, идеи о множественности миров связаны с исходными механистическими представлениями античных философов.
С позиции Средневекового мировоззрения, которое строго ограничивалось церковными догматами, мир являлся конечной и замкнутой структурой.
Николаем Кузанским была разработана концепция бесконечно открытого мира. Мысли о множественности миров в работе Кузанского по факту не представлено; имеется только мир, обладающий свойством бесконечности. Согласно убеждению Кузанского, данный мир населён существами, непохожими на людей. Все эти существа живут в так называемой «звёздной области», которую представляют Солнце, Луна и Земля. С точки зрения Кузанского, множественность заключена во взаимодействии, то есть частный мир является конкретным примером мира Вселенной.
Парадокс учения Николая Кузанского в том, что мир не бесконечен, но рассматривать его как конечный не следует. Таким образом, Кузанский фактически придерживается представления о бесконечной множественности миров.
Идеи о множественности миров и бесконечности Вселенной послужили ведущими идеями Джордано Бруно. Одушевлённость Вселенной, которая показана в учении Бруно, выражена в мировой душе, главной составной частью которой явилась функция посредничества между единым и Вселенной.
Наличие души является главным свидетельством одушевлённости Вселенной. Миры, согласно учению Джордано Бруно, наделяются не только жизнью, но и достоинством, которое заключено в сохранении, поддержании и развитии жизни. Согласно традициям Средневековья, которые признают способность Творца к созданию бесконечного множества миров, Бруно полагает, что учение о множественности миров, разработанное им, не только не противоречит разуму и науке, но и полностью согласуется с религиозными представлениями.
Согласно учению Джордано Бруно, сохранение мира, его устойчивость, которая выражена в бессмертии, появление новых миров обеспечивается одним механизмом, который он назвал атомно-частичным межмировым метаболизмом. Согласно убеждениям Бруно, миры бессмертны, однако их гибель представляется возможной.
Во Вселенной нет областей, в которых преимущественно скапливается зло или добро. Рассматривая соотношение разума и чувств, Джордано Бруно признаёт право на обоснование смысла понятия бесконечности только за разумом. Объяснение положения о бесконечности Вселенной и множественности миров обозначает, что одно пространство не имеет отличий от другого, таким образом, иные пространства тоже имеют возможность содержать в себе миры.
Дж Бруно поддержал концепцию свёртывания и развёртывания, которую представил Николай Кузанский, а также принципы совпадения противоположностей. Согласно концепции свёртывания и развёртывания, Бог в свёрнутом положении содержит то, что и Вселенная в развёрнутом виде. Вселенная, будучи бесконечной единой структурой, способна выйти за рамки возможностей человеческого разума. Вселенная является тождеством противоположностей. Таким образом, основными моментами, являющимися структурой учения Бруно о бесконечной множественности миров, являются следующие:
Учение Джордано Бруно также содержит в себе теологические основы, согласно которым благое должно существовать сбалансированно по воле Творца.
Вышеупомянутые положения взаимосвязаны, и эта взаимосвязь позволила Джордано Бруно привести значимые аргументы в пользу множественности миров.
В двадцатом веке идеи о множественности миров получила своё развитие не только с позиции мегамира, но и микромире. В результате этого материя чётко разделилась на структурные уровни: мико-, макро- и мегауровень. Данное разделение появилось в связи с необходимостью понимания перехода от обыденных «земных» объектов, которые человек способен познать, к миру объёктов гигантского масштаба, с одной стороны, и к микроскопическим объектам, с другой. Микро-, макро- и мегамир находятся в постоянном взаимодействии.
Наконец, известна и такая интерпретация проблемы множественности миров, которая допускает объективное существование мира (или даже нескольких миров), в котором не соблюдаются не только законы природы, но и законы логики («иррациональный» мир). В этом случае мы имеем дело не только с принципиально ненаблюдаемым, но и с таким ненаблюдаемым, которое иррационально, т.е. непостижимо с помощью какого угодно логического мышления (независимо от характера логического исчисления, которое при этом используется).
Таким образом, идеи о множественности миров, возникнув ещё в античности , получила дальнейшее распространение и совершенствование в когнцепции Джордано Бруно.