Картина мира — это систематизированные представления, знания, мнения о нём, которые создаёт человек в своём сознании, познавая окружающий мир.
Таким образом, можно сказать, что картина мира — отображение в психике человека окружающей объективной реальности, при этом картина мира отдельного индивида поддаётся сознательной рефлексии и меняется в течение жизни. Картина мира является необходимой частью жизнедеятельности индивида и обусловливает способ восприятия мира.
По степени общности выделяют всеобщую, частную и индивидуальную картины мира. Всеобщая картина мира принадлежит целому сообществу в отдельный исторический период. Частная картина мира относится к какой-то определённой отрасли знания, например, химическая картина мира. Индивидуальная картина мира принадлежит конкретному человеку.
По средствам моделирования реальности выделяют мифологическую, религиозную, философскую и научную картины мира.
Исторически мифологическое мировоззрение является первым типом, оно возникает на самых ранних этапах становления человеческого общества. Мифы — это такой способ обобщения мира, когда используются наглядные, чувственно-конкретные образы, эмоциональные и поэтические метафоры. Мифологическая картина мира — это взаимосвязанная совокупность таких образов. Специфическая черта мифологии состоит в том, что она не направлена на выявление объективно существующих закономерностей мира.
Основными чертами мышления, основанного на мифологической картине мира, выступают:
Религиозная картина мира формируется на основе архаичных религий, таких как анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п. Здесь человек в первую очередь обращает внимание на соотношение повседневного опыта и сверхъестественного. Центральной идеей религиозного мировоззрения выступает идея бога или богов. Божественный мир считается высшей истинной реальностью, всё существующее в мире определяется именно сверхъестественным началом.
Философская картина мира осмысливает окружающий мир и место человека в нём. Соотношение между человеком и миром выступает главной темой философии. Существует множество философских картин мира. Их общая черта состоит в том, что это теоретический, интеллектуальный способ познания мира, включающий в себя самокритичность. Основанием для философской картины мира выступают знания. Характер философского знания всеобщий, универсальный.
Научная картина мира — совокупность теорий, описывающая известный человеку мир, система понятий и представлений об общих законах устройства и принципах мироздания. Достижения естественных, гуманитарных и общественных наук формируют научную картину мира, но фундаментом ее выступает естествознание.
В научной картине мира различают общенаучную, в которой обобщаются знания, накопленные всеми науками, и частнонаучную, связанную с конкретной наукой.
Среди частнонаучных картин мира называют:
Можно сказать, что общая научная картина мира складывается из картины природы, которую формулирует естествознание, и картины общества, которую формулирует обществознание. Это даёт целостное представление о самых фундаментальных принципах развития окружающего мира, природы и общества. Научная картина ограничена, поскольку она определена предметом конкретной науки, и относительна, поскольку сам процесс человеческого познания исторически ограничен. Из этого следует, что построение завершённой, полностью окончательной, абсолютной научной картины мира невозможно.
Общенаучная картина мира играет главенствующую, систематизирующую роль в познании и благодаря этому обретает общий эвристический и прогностический характер. Опираясь на конкретные научные теории, которые ставят своей целью объяснение, понимание и предсказание конкретных фактов изучаемой области мира, выделяя основные понятия и фундаментальные принципы науки, в которую входит данная теория, общенаучная картина помогает понять роль и место отдельных понятий и закономерностей в общей системе мира. Преимущество научной картины мира перед непосредственным созерцанием состоит в объективном характере, в освобождении от индивидуальных субъективных особенностей мышления исследователя.
Исторически первая научная картина мира — механистическая — сформулирована в труде Ньютона «Математические начала натуральной философии». Эта картина мира опирается на аксиоматический метод и в ней возникает концепция полной детерминированности природы. Механистическая картина мира влияла не только на другие ветви естествознания, но и на общественные науки. Например, свою экономическую теорию стоимости Адам Смит разработал под влиянием идей Ньютона. Таким образом, механическая картина мира была фундаментом общенаучной. Тенденция свести все виды движения к механическому стала называться механицизмом.
Во второй половине XIX века развитие других ветвей физики, в частности, термодинамики и особенно электромагнетизма, привело к пониманию, что механицизм несостоятелен. Оказалось, что для описания многих тепловых и электромагнитных явлений недостаточно законов механики; так возникла электромагнитная картина мира. В этой картине мира полный детерминизм дополняется статистическим подходом, движение в форме механического перемещения частиц дополняется движением в форме распространения электромагнитных волн.
В начале XX века электромагнитная картина мира сменилась квантово-полевой. В этой картине мира представление о независимых времени и пространстве сменяется идеей единого пространства-времени, снимается разделение мира на частицы и поля.