История естествознания: характеристики научных революций


История естествознания: характеристики научных революций

Характеристика и виды научной революции

Определение 1

Научные революции представляют собой этапы развития научных знаний, связанные с перестройкой исследовательских стратегий.

В историческом развитии науки выделяют следующие виды научных революций:

  • Внутридисциплинарные - научные революции, происходящие в пределах отдельных дисциплин.
  • Междисциплинарные - научные революции, осуществляющиеся при взаимодействии и обмене идеями между разными научными дисциплинами. На ранних этапах развития научного знания это осуществлялось посредством переноса на новые дисциплины научной картины мира наиболее развитой дисциплины. В современной науке взаимодействия между дисциплинами происходит по-иному. Каждая из наук имеет самостоятельную картину мира, и взаимодействия между дисциплинами происходит в ходе осмысления общих признаков концепций и теорий.
  • Глобальные – приводящие к полной смене научных ориентиров; в истории науки глобальные революции были характерны прежде всего для естествознании.

Первая, вторая и третья научные революции в истории естествознания

В XVII — первой половине XVIII столетия происходило развитие классического естествознании, в результате чело возникали следующие положения, характеризующие первую научную революцию:

  • Общенаучная картина реальности - механистическая картина мира;
  • Объектом изучения является малая система, которая представлена в виде механической системы, которая имеет чётко обусловленные связи.
  • Свойство целого определены свойствами частей.
  • Субъект должен быть полностью исключён из знания, также, как и процесс его познавательной деятельности.

Результатом первой научной революции стала смена космологической картины мира (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам ). Учение Коперника показало несостоятельность опирающейся на идеи Аристотеля картину мира, основанную прежде всего на религиозных воззрениях.

Вторая научная революция осуществилась в конце XVIII — начале XIX века. В это время естествознание стало самостоятельной, структурно организованной наукой. Основные характеристики научного знания на данный период доказывали следующее:

  • Механистическая картина теперь не рассматривается в качестве общенаучной.
  • Начинается формирование биологической, химической, медицинской и других картин .
  • Объект показан не только в понятии механики, но и как предмет, явление, процесс, состояние, предполагающее его изменения и развитие.
  • Субъект элиминируется из результатов познания.
  • Возникает проблема разнообразия научных методов , классификации научных направлений, их взаимодействия и интеграции, синтеза.
  • Основные принципы классического естествознания постоянны.

В процессе третьей научной революции, осуществляющейся со второй половины XIX до середины XX века, происходило становление неклассического естествознания. В физике происходило формирование релятивистской и квантовой теорий, в биологической науке зародилась генетика, в химии - квантовая химия, помимо этого, возникла кибернетика.

Концепция нестационарной Вселенной получила своё распространение именно в этот период.

Большое значение в этот период получило открытие Периодического закона Химических элементов Д. И. Менделеева, а также установление возможности получения органических веществ посредством синтеза их из неорганических соединений. В данный период утратили своё значение натурфилософские представления о природе. Так, теория флогистона не нашла своего подтверждения, гипотеза витализма была опровергнута, так же как и гипотеза о существовании теплорода. Третья научная революция обозначила переход от метафизического к диалектическому пониманию окружающего мира. Были получены доказательства эволюционного развития органического мира

Замечание 1

Значимая особенность науки в данный период - понимание природы как сложноорганизованной динамичной системы, в результате которого происходила интеграция научных картин мира.

Четвёртая научная революция

Конец XX — начало XXI века характеризуется радикальными изменениями в научном знании и деятельности. С данного времени началось формирование постнеклассического естествознания. Наиболее существенными событиями, которые происходили в процессе четвёртой научной революции, стали компьютеризация различных научных направлений и усложнение научного оборудования. Помимо этого, происходило увеличение числа междисциплинарных исследований, развиваются комплексные программы. Данный период характеризовался интеграцией теоретических и эмпирических исследований.

Научная картина мира данного периода является взаимодействием разных картин реальной действительности. Картины реальности отдельных наук выступали в виде составных структур общей картины мира.

Научное знание в современной науке рассматривают в контексте культуры и истории, также оно неотделимо от ценностей и мировоззренческих установок. Всё это привело к сближению естественных наук с различными культурологическими направлениями.

Таким образом, каждый этап развития науки характеризуется определёнными особенностями и возможностями исследования.

Кроме понятия научной революции, существует понятие научной эволюции.

Определение 2

Научная эволюция представляет собой совокупность процессов, в которых постепенно накапливаются научные знания.

Важным результатом научной революции можно считать становление инновационного стиля научного мышления. Стиль научного мышления позволяет регулировать утверждения новых мыслей во всеобщем знании, а также помогают становлению соответствующих типов исследователей.

Четвёртая научная революция способствовала изменению созерцательного типа научного мышления на деятельностный.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :