Научные революции представляют собой этапы развития научных знаний, связанные с перестройкой исследовательских стратегий.
В историческом развитии науки выделяют следующие виды научных революций:
В XVII — первой половине XVIII столетия происходило развитие классического естествознании, в результате чело возникали следующие положения, характеризующие первую научную революцию:
Результатом первой научной революции стала смена космологической картины мира (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам ). Учение Коперника показало несостоятельность опирающейся на идеи Аристотеля картину мира, основанную прежде всего на религиозных воззрениях.
Вторая научная революция осуществилась в конце XVIII — начале XIX века. В это время естествознание стало самостоятельной, структурно организованной наукой. Основные характеристики научного знания на данный период доказывали следующее:
В процессе третьей научной революции, осуществляющейся со второй половины XIX до середины XX века, происходило становление неклассического естествознания. В физике происходило формирование релятивистской и квантовой теорий, в биологической науке зародилась генетика, в химии - квантовая химия, помимо этого, возникла кибернетика.
Концепция нестационарной Вселенной получила своё распространение именно в этот период.
Большое значение в этот период получило открытие Периодического закона Химических элементов Д. И. Менделеева, а также установление возможности получения органических веществ посредством синтеза их из неорганических соединений. В данный период утратили своё значение натурфилософские представления о природе. Так, теория флогистона не нашла своего подтверждения, гипотеза витализма была опровергнута, так же как и гипотеза о существовании теплорода. Третья научная революция обозначила переход от метафизического к диалектическому пониманию окружающего мира. Были получены доказательства эволюционного развития органического мира
Значимая особенность науки в данный период - понимание природы как сложноорганизованной динамичной системы, в результате которого происходила интеграция научных картин мира.
Конец XX — начало XXI века характеризуется радикальными изменениями в научном знании и деятельности. С данного времени началось формирование постнеклассического естествознания. Наиболее существенными событиями, которые происходили в процессе четвёртой научной революции, стали компьютеризация различных научных направлений и усложнение научного оборудования. Помимо этого, происходило увеличение числа междисциплинарных исследований, развиваются комплексные программы. Данный период характеризовался интеграцией теоретических и эмпирических исследований.
Научная картина мира данного периода является взаимодействием разных картин реальной действительности. Картины реальности отдельных наук выступали в виде составных структур общей картины мира.
Научное знание в современной науке рассматривают в контексте культуры и истории, также оно неотделимо от ценностей и мировоззренческих установок. Всё это привело к сближению естественных наук с различными культурологическими направлениями.
Таким образом, каждый этап развития науки характеризуется определёнными особенностями и возможностями исследования.
Кроме понятия научной революции, существует понятие научной эволюции.
Научная эволюция представляет собой совокупность процессов, в которых постепенно накапливаются научные знания.
Важным результатом научной революции можно считать становление инновационного стиля научного мышления. Стиль научного мышления позволяет регулировать утверждения новых мыслей во всеобщем знании, а также помогают становлению соответствующих типов исследователей.
Четвёртая научная революция способствовала изменению созерцательного типа научного мышления на деятельностный.