Наука в своём становлении прошла долгий путь от пранауки Древнего Востока до научно-технической революции современности. Зарождение современной науки относят к XVI веку, когда произошла научная революция. Благодаря ей растёт эффективность знаний, повышается статус наук, в первую очередь естественных. В эпоху Просвещения (XVIII век) признаётся идея, что человеческий разум способен самостоятельно, без внешних авторитетных установок находить ответы на актуальные для общества вопросы.
В XIX веке всё большие успехи научного познания проявлялись в форме новых технических достижений, к которым относятся, например:
Такие успехи произвели огромное впечатление на общество, сформировали высочайший авторитет науки; у многих людей появлялась вера в её абсолютное могущество.
Сциентизмом называют мировоззрение, которое считает научные знания наивысшей ценностью культуры и цивилизации. Он является скорее идейной ориентацией различных философских систем, чем стройной системой взглядов. Сциентизм возводит науку в культ, считает образцом и единственным способом решить все проблемы человечества.
При этом часто термин «сциентизм» используют критики подобных идей и наделяют пейоративной коннотацией, то есть данный термин выражает неодобрение, презрение или в общем отрицательную оценку явления.
Антисциентизмом называют мировоззрение, противостоящее сциентизму. Антисциентизм считает науку вредной и критически относится к ее возможностям.
В различных видах антисциентизма можно встретить значительно разную степень критичности к науке: от умеренной, когда критике подвергается не сама наука, а её абсолютизация, до радикальной, когда наука представляется как опасная и враждебная человеку сила.
Сциентизм и антисциентизм являются противоположными идейными ориентациями современного мира.
Сторонники сциентизма приветствуют достижения научно-технической революции, выступают за модернизацию быта, верят в безграничные возможности науки. Сторонники антисциентизма обращают внимание в первую очередь на отрицательные последствия научно-технической революции, часто имеют предубеждения против инноваций. Часто приписывают дегуманизирующее воздействие на природу, что связано с идеей её покорения и преобразования. В данном вопросе позиция антисциентизма недостаточно обоснована. Альтернатива преобразованию природы — эпидемии, голод, которые купировать только благодаря знаниям, полученным научным методом.
Сциентизм считает, что общество в целом и все сферы человеческой деятельности должны опираться на научные установки. Антисциентисты убеждены, что это приведёт к подавлению свободы и индивидуальности. Действительно, перенос установок науки в такие сферы культуры как искусство или религия является бессмысленным. Также невозможно сделать личную индивидуальную жизнь человека измеримой, полностью управляемой и организованной.
Сциентизм считает, что наивысшая культурная ценность — это знание; антисциентизм считает, что научное знание не тождественно истинному. В данном вопросе можно согласиться с представителями сциентизма. Методы, которые использует наука для получения нового знания, научные модели, полученные этими методами, являются самыми совершенными из известных человечеству. Не существует сейчас альтернативы научной рациональности.
Сциентизм приводит пример повышения общего уровни бытовой жизни, вызванного научными достижениями, выраженными в технических изобретениях. Антисциентизм в качестве контраргумента ссылается на негативные последствия тех же достижений, рисует сценарии различных катастроф, обращает внимание на такие изобретения, как оружие массового поражения. С другой стороны, первопричиной всех этих последствий выступает не наука сама по себе, а либо разные аспекты природы человека, негативные намерения конкретных людей, либо недостаток знания, следствие неполноты научного знания.
В целом, наука даёт человечеству столь огромные возможности и преимущества, что её ценность, обусловленная новым знанием, не подлежит сомнению. Конечно, новые знания только тогда ценны для общества, когда они имеют практическое применение и приносят пользу. С этой точки зрения стоит заметить, что для человечества непосредственную ценность представляет не всякое научное знание. Без практического воплощения наука сама по себе не может быть оценена ни как положительное явление для социума, ни как отрицательное. Все позитивные и негативные последствия возникают, когда научные знания получают практическую реализацию и используются конкретными личностями.
Практическое применение естественно-научных знаний имеет несколько аспектов: технический, экологический, экономический, социальный. В техническом аспекте нужно отметить уровень благосостояния и могущества, достигнутый человечеством. Экологический аспект ещё глубоко не изучен, с одной стороны кажется, что экологическая обстановка ухудшается с развитием научно-технической сферы, с другой стороны, влажные леса Северной Африки человечество превратило в пустыню Сахару без помощи высоких технологий. Говоря об экономическом аспекте необходимо отметить, что уровень жизни современных людей значительно выше, чем в предыдущие исторические этапы именно благодаря практическому применению научных знаний. Социальный аспект состоит в том, что научно-технический прогресс меняет среду существования индивидуума.
Подытоживая стоит сказать, что хотя роль науки в современной жизни велика, она не является высшей ценностью цивилизации сама по себе, а только как средство решения некоторых проблем человечества. Поэтому необходимо вырабатывать взвешенное отношение к науке, не впадая ни в одну из крайностей.