В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих отношений с природной средой, по словам академика Н.Н.Моисеева, – «эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор».
Вся предшествующая история развития естествознания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. Это наложило на научную и практическую деятельность антропоцентрический характер. В периоды усиления влияния различных направлений деятельности человечества на окружающую среду он стал оказывать негативное влияние.
Вместо характерной установки появилась необходимость другого подхода – «осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого». В его основе постоянное соотнесение различных аспектов деятельности человека с возможностями природной среды, учёта законов естественной регуляции. Только в данных условиях станет возможным развитие общества и природы как целостной системы.
В науке нет единого определения понятия «экологическое образование», понимание его может быть в широком и узком смысле слова: в широком – это изучение и усвоение принципов разумного отношения к природе во всех сферах жизни; в узком смысле – собственно в сфере образования.
Экологические знания, взгляды, образуют составную часть мировоззрения, которое отражает отношение человека к природе, его место и роль в природе, значение природы для достижения целей человечества. В современных условиях экологическое образование направлено на то, чтобы потребительское отношение к природе всё больше вытеснялось установками, ориентирующими человека на сохранение и разумное использование природной среды, на творческое созидание, основанное на познании законов природы.
Глобальные проблемы современной цивилизации, которые несут угрозы жизни людей, привели к необходимости экологического образования, результатом которого станет формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Силами Всемирного союза охраны природы были разработаны важнейшие международные документы – стратегия устойчивого развития человечества и природы нашей планеты. Одним из основных факторов устойчивого развития цивилизации является экологическая грамотность среди всех категорий населения. Законы экологии составляют научную основу актуального природопользования, в связи с чем их понимание создаст гармоничные отношения природы и общества.
Экологическое образование является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на развитие системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, деятельности и поведения, которые обеспечивают ответственнсть в отношении к социальной и природной среде.
Многие аспекты экологической культуры человека включают следующие компоненты экологической культуры:
Стартовый этап становления экологической культуры берёт своё начало в длительном опыте населения – в традиции к бережному отношению к природе, природным богатствам нашей земли. Ещё с древних времён люди хорошо знали природу, взаимосвязь организмов со средой их обитания.
До сих пор человеческая цивилизация полностью зависит от природных ресурсов, погодных явлений, от возможности возникновения стихий.
Развитие экологических знаний становится неотъемлемой частью общей системы обучения, начиная с детского сада, продолжаясь в общеобразовательной школе, средних специальных и высших образовательных организациях в соответствии с принципами непрерывного экологического образования.
Непрерывное экологическое образование учитывает все ступени образования, в том числе и начальную школу. И успех экологического образования и воспитания во многом определяется данным этапом обучения, где закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде.
Природа служит неиссякаемым источником морально-нравственного развития. Дети постоянно соприкасаются с природными объектами. Они с удовольствием наблюдают зелёные леса и луга, красивые растения, жучков, бабочек. Яркий и уникальный природный мир способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности, побуждает их к игровой, образовательной, трудовой и творческой деятельности.
Ввести ребёнка в мир живой природы, сформировать актуальные представления о необходимости защиты окружающей среды, развивать способности понимать значений природы – важнейшие задачи взрослых.