Время является одним из важнейших понятий философии и физики. Это одна из форм существования материи (наряду с пространством), в которой протекают все физические и психические процессы в живых организмах.
С точки зрения философии время есть необратимое течение, которое протекает только в одном направлении: из прошлого в будущее через настоящее. Внутри времени протекают все существующие процессы, называемые фактами. В настоящее время имеются теории с симметричным временем, наиболее известной из которых является теория Уилера – Фейнмана.
Время имеет три аспекта в количественном отношении:
С течением времени наблюдаются многочисленные изменения в различных биологических характеристиках: морфологическом и анатомическом строении, физиологических процессах, эволюционных течениях. В психике и сознании также происходят перемены.
Со временем происходят различные изменения в сознании и психике, что связано с несколькими временными факторами:
Так, в психике и сознании каждого человека происходят изменения при прохождении им различных этапов онтогенеза. Большое значение при этом имеет формирование психических особенностей в период детства. Исследование временных характеристик психического развития стало важным разделом различных психологических теорий.
С точки зрения теории психоанализа (Фрейдизма), основоположником которой явился Зигмунд Фрейд, сексуальное развитие на различных временных этапах определяет всё функционирование человеческой психики. Именно реализация сексуальных инстинктов служит фактором реализованности различных аспектов человеческой психики.
Согласно теории психоанализа, в своём сексуальном становлении личность переживает пять основных стадий:
Швейцарский психолог Ж. Пиаже выдвинул теорию о возрастных изменениях психики, которая заметно отличалась от теории Зигмунда Фрейда. Согласно данной теории, развитие психики детей происходит благодаря тому, что они действуют как маленькие учёные, совершая мини-эксперименты, которые способствуют повышению уровня их интеллектуального и эмоционального развития (например, получая информацию о строении игрушек). Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно приобретают новые знания, основываются на существующих знаниях и адаптируют ранее реализованные идеи для апробирования новой информации. Это важный социальный компонент формирования и развития их психики и сознания.
Однако Пиаже не отрицал значительную роль биологического компонента в формировании психики. Он предложил, что интеллект - это то, что растет и развивается в несколько этапов. По его словам, взрослые дети не просто думают быстрее, чем младшие. Существуют и качественные, и количественные различия между мышлением маленьких детей и лиц более старшего возраста. Основываясь на своих наблюдениях, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».
Рассмотрим основные этапы биологической периодизации развития личностных качеств детей по Пиаже:
Рисунок 1. Стадии развития по Ж. Пиаже
Современные представления о временных изменениях психики и сознания находят отражение в русле концепции «Большая пятёрка». Данная концепция при исследовании временных изменений компонентов психики рассматривает «мета-черты» личности. Мета-черты представляют собой комплексные, наиболее общие черты, присущие личности на различных этапах её жизненного цикла. Мета-черты существуют не обособленно. Их взаимодействие определяет качество жизни определённой личности, её возможности для совершенствования и духовного роста.
Социальные факторы также имеют большое значение при определении временных психических изменений. Для различных социумов характерны свои традиции, этические и моральные нормы, что неизбежно сказывается на особенностях психики и сознания. Многие явления и процессы, характерные для одного общества, оказываются неприемлемыми в другом обществе, что может привести к появлению серьёзных психологических стрессоров. Подобными стрессовыми факторами могут стать события, которые происходят в жизни конкретного человека. Они могут быть как положительными, так и негативными. Вызывая сильные эмоции, эти события способствуют психическим изменениям.
Таким образом, психические характеристики не являются постоянными: с течением времени они изменяются с получением нового жизненного опыта.