Клиническая психология – это специальность широкого профиля, характеризующаяся межотраслевым характером и принимающая участие в решение ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной поддержки населения.
Работа клинического психолога имеет цель повысить психологические ресурсы и адаптационные возможности человека, гармонизировать психическое развитие, охранять здоровье, преодолевать недуги, проводить психологическую реабилитацию. Становление клинической психологии в качестве одной из основных прикладных отраслей психологии связывают с развитием общей психологии, медицины, физиологии, биологии и антропологии.
Клиническая психология зародилась в античный период, когда произошло формирования психологических знаний в глубине философии и естествознания.
Первые научные представления о психике, формирование науки о душе, а также формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связывают с развитием античной философии и достижением античных врачей.
Следующий этап - Средневековье. Это достаточно длительный период, которому характерен мистицизм и религиозный догматизм, гонения на естествоиспытателей и костры инквизиции. Таким образом, психология средних веков базировалась на философии.
Таким образом, наиболее разработанными разделами клинической психологии 60-х годов, стали следующие:
Известна самостоятельная область психологических знаний, которым характерен собственный предмет, методы исследования, собственные теоретические и практические задачи – именно это называется клинической психологией.
На сегодняшний день, клиническая психология – одна из наиболее популярных прикладных областей психологии, имеющая большие перспективы развития в будущем.
Впервые термин «клиническая психология» ввел американский психолог Лайтнер Уитмер, который определил его в узком смысле в качестве изучения индивидов через наблюдение или эксперимент, с целью изменить его. В соответствии с современным определением Американской психологической ассоциации, клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику, чтобы понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, то есть способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология включает некоторые аспекты функционирования человека в течение его жизни:
Предпосылки формирования клинической психологии в России заложили психологические исследования французских и русских психиатров в конце XIX века. Первую психологическую лабораторию в России заложил Бехтерев В.М. в 1885 году, при психиатрической клинике Казанского университета. В ХХ веке исследования проводились на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Таким образом, в истории развития клинической психологии, условно принято выделять пять этапов:
В 60-х годах появилось антипсихиатрическое течение клинической психологии, произошло проникновение гуманистических идей в эту отрасль знаний. Психотерапия стала основной формой профессиональной деятельности клинического психолога. Изменился смысл понятия «клиника» в сторону понятия «клиники жизни», то есть понятие стало включать в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов и экзистенциальных проблем.
Произошло расширение границ понятия «клиническая психология». Возникла социальная психиатрия, что помогло быстрее распространить внебольничные формы ведения пациентов, включая групповую и семейную психотерапию, психологическое консультирование.
Доминирующим подходом стал экологический, ориентирующийся на активизирование потенциальных резервов и механизмов выживания, которые помогут гармонично взаимодействовать с социумом.
Прикладная роль клинической психологии основана на прочном основании исследований отечественных психологов-классиков, к которым относится Бехтерев В.М., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В,, Лурия А.Р., Мясищев В.Н. и др.
Работы клинических психологов вышли за рамки клинической медицины, начав охватывать людей, которым необходима психологическая помощь. Большое значение принадлежит развитию психопрофилактики. Знания и методы, полученные клинической психологией, используются в неспецифической профилактике, которая направлена на внесение в сознание людей культуры здоровья, разворачивающая широкую пропаганду психологически обоснованных методик борьбы с вредными здоровью привычками и навыками.