Творческий исследовательский процесс в НЛП


Творческий исследовательский процесс в НЛП

Понятие нейролингвистического программирования

Определение 1

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это процесс моделирования уникальных для каждого человека осознанных либо неосознанных моделей поведения, которые направлены на постоянное движение ко все более широкому раскрытию собственного потенциала.

НЛП основано на следующих источниках:

  • изучение и анализ практик Эриксона, Сатир, Перлса и иных представителей американской психотерапии;
  • современные данные о межполушарной асимметрии, то есть, о различиях при переработке информации правым и левым полушариями. Работы Бейтсона, посвященные «экологии разума», с отсылкой к зоопсихологическим данным формирования нестандартных «творческих» стереотипов поведения, например, дельфинов при отдельных условиях дрессировки;
  • трансформационная грамматика Хомского, которая выделяет глубинные структуры языка, а также правила организации и трансформации сообщения;
  • исследования кибернетики 50-60-х годов, которые стирают грань, разделяющую искусственный и естественный интеллект; теория логических типов Рассела.

Иными словами, НЛП – это междисциплинарная интегративная концепция необихевиористской ориентации.

Исследовательский процесс в НЛП

Огромное внимание НЛП уделяет работе с сенсорными информационными каналами. Огромная роль в том, каким именно образом человек воспринимает мир, играет, по представлению НЛП, качество ощущений, которые выражаются мелкими различиями сенсорных систем, характеристиками внутренних репрезентаций, составляющих опыт восприятия человека, то есть, субмодальность.

Замечание 1

Субмодальности в рамках НЛП рассматриваются в качестве наиболее фундаментального операционного кода человеческого мозга. Нельзя думать о чем-либо или восстановить какое-либо переживание без того, чтобы оно приобрело субмодальную структуру и вместе с тем, легко можно не осознавать субмодальную структуру переживаний до того момента, пока индивид не обратит на это сознательное внимание.

Наиболее интересным свойством субмодальностей является то, что происходит при их измерении. Отдельные модальности можно измерить безнаказанно и при этом не отметить никаких различий. Другие модальности могут быть крайне важны относительно отдельных воспоминаний, а их изменение может полностью изменить отношение индивида к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли, преимущественно, представляет собой функцию небольшого числа наиболее значимых субмодальностей, а не его содержания.

Выделяют:

  • зрительную субмодальность – яркость, перспективу, размер, цвет, насыщенность, фокус и пр.
  • слуховую модальность – высоту звука, громкость, тембр и пр.;
  • кинестетическая модальность – давление, движение, форма и текстура и пр.

О важности субмодальностей можно судить по тому, что существует специальная техника, посредством которой человек обучается регулированию интенсивности переживаний, в основном это затрагивает неприятные или травмирующие воспоминания, через субмодальные изменения.

Техника включает следующие этапы.

Выбор ситуации. Выбор неприятной ситуации. Если индивид работает со звуком, то желательно связать его с разговором. Если работа идет со зрительными образами, то звук не важен, картинка на первом месте.

Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком. Следует сделать звук тише, а затем громче. Можно представить перед собой регулятор громкости, либо дистанционный пульт от телевизора и у человека есть возможность уменьшить звук. Иногда это получается само собой, становясь глухим, ясным, мелодичным, дребезжащим, плавным или прерывистым.

Работа с изображением. Картинку нужно отодвинуть или приблизить. Если сразу это не получается, можно взять ее руками и отодвинуть физически. Картинку можно сделать яркой или размытой, более цветной. Посмотреть, что оказывает большее воздействие и работать именно с этим.

Изменение оценки ситуации. После того, как индивиду удалось уменьшить звук, он должен отвлечься, а затем попытаться вспомнить ситуацию в ее первоначальном варианте, а затем опять уменьшить громкость. Это действие необходимо провести 5-7 раз. При этом необходимо учитывать, что уменьшать громкость нужно крайне быстро, стараясь каждый раз делать это все быстрее и быстрее. Вспоминать можно медленно, а уменьшать звук максимально быстро. Работая с изображением, нужно повторять те же самые действия, но с расстоянием или яркостью и размытостью, в зависимости от того, что оказывает более сильное воздействие.

Проверка. После всех проведенных действий необходимо постараться восстановить всю ситуацию в первоначальном виде. Если все работает правильно – звук станет тише без вмешательства индивида. Либо картинка отодвинется сама, станет размытой и т.д. Если этого не происходит нужно повторить пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если ничего не получается, нужно сделать все тоже самое, но не уменьшать звук, а только отодвигать картинку. То есть, пробовать проводить действия не со звуком, а с изображением. Или наоборот, если работа шла с изображением, то работать следует со звуком.

Обучение подсознания – процесс обучения подсознания автоматическим действиям. Это не значит, что человек больше не сможет вспоминать неприятные ситуации. Это значит, что бессознательное может теперь само по себе выбирать подходящую интенсивность переживаний. Теперь нужно попробовать объяснить подсознанию то, что от него требуется. Для этого следует проделать пункты 1-4 с еще несколькими ситуациями.

Проверка работоспособности – индивиду следует вспомнить любую неприятную ситуацию. Если она сама будет изменяться в направлении уменьшения интенсивности переживаний, то все будет работать. В этом упражнении необходимо обращать внимание на следующие черты. Для некоторых главным с любой ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не таким важным. Для других основным является звук, то есть то, что ему говорят. Тогда он лучше будет работать с ним. Обычно у таких людей вместе с уменьшением звука будет отдаляться и картинка, либо темнеть и покрываться туманом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :