Современная когнитвно-поведенческая терапия сформировалась как синтез двух первоначально самостоятельных направлений терапии - поведенческой и когнитивной.
Начало поведенческой терапии было положено работами Жане в первой четверти XX века, он разработал подход для лечения расстройств с нарушениями поведенческого характера. Его методы скорее вышли из непосредственных наблюдений и опыта, чем из развития теории. Теоретическую базу под методы поведенческой терапии заложили исследования высшей нервной деятельности И.П. Павлова, а также опыты Э. Торндайка по подкреплению поведения. Однако в 20-30-е годы методы бихевиоризма продолжали лидировать в психологии. Развитие бихевиоральной теории позволило накопить ряд значительных данных о том, каким образом человек обучается своим поведенческим реакциям.
Настоящее развитие когнитивно-поведенческой терапии началось после Второй мировой войны, когда потребовалась помощь в лечении большого количества людей с различными психическими расстройствами, приобретенными в годы войны. Это привело к рождению «первой волны». В 1950-е годы развитие данного направления терапии шло на базе трех независимых источников:
Вторая волна в поведенческой терапии прошла в 60-х годах и была связана с исследованием влияния мышления на поведение и эмоции человека. Определенное влияние на развитие когнитивно-поведенческой терапии оказал рост компьютерного программирования, а также теория атрибуции, согласно которой человек склонен приписывать другим причины их поступков. Все большее число последователей этого направления обращало внимание на роль сознательности в процессах поведения, уходя от простого наблюдения за человеком.
Третья волна когнитивно-поведенческой терапии наблюдается в последние десятилетия. Она подразумевает под собой использование гетерогенных терапий, таких как терапию принятия и привеженности, диалектическую бихевиоральную терапию и т.д.
Особое влияние на развитие когнитивно-поведенческой терапии имели теории Эллиса и Бека.
Данная терапия была разработана А. Эллисом в 1955 году, однако в последующем постоянно модернизировалась автором, в результате чего в 1993 году изменила свое название на рационально-эмоционально-поведенческую терапию (РЭПТ). В данном случае понятие рациональный использовалось как синоним когнитивных способностей человека.
Исходя из названия видно, что главными сферами функционирования человека автор выделяет мышление, эмоции и поведение. Все три сферы взаимосвязаны друг с другом. Цель терапии - воздействовать на эмоции человека с тем, чтобы изменить содержание его мыслей и поведение. Такие изменения возможны исходя из наличия связи между мыслями человека и его эмоциями. В зависимости от интерпретации события человек вкладывает определенную эмоцию и в саму ситуацию. Таким образом, главный источник негативных чувств человека - не события и люди, а то, что он думает по их поводу.
Логические ошибки мышления приводят к тому, что нарушаются эмоции, в результате чего возникают иррациональные суждения. К такому типу ошибок можно отнести абсолютизацию, преувеличение, упрощение, необоснованность суждения и т.д. Все суждения имеют глубокую связь с детством человека, когда ребенок воспринимал их, но не имел возможности провести когнитивный анализ.
В результате у него формируются несколько типов ложных установок:
На ход развития таких установок влияют различные социальные и культуральные факторы, поэтому стоит заострить свое внимание при терапии на настоящем времени. Эти негативные установки подвергаются коррекции, для чего они сначала идентифицируются, а после берутся под контроль.
Способы когнитивной терапии были предложены А. Беком в 1976 году и касались первоначально лечения больных с депрессией. Однако в последующем сферы ее применения были значительно расширены, найдя свое применение при лечении многочисленных психологических расстройств.
Бек предположил, что эмоции и поведение человека зависят от того, как человек интерпретирует для себя внешний мир, т.е. как внешним мир отображается им через когнитивные модели и схемы. Эти когнитивные схемы можно сравнить с фильтрами или своеобразными очками, которые отбирают для человека информацию. При нарушении их работы происходит искажение поступающих образов, что ведет к возникновению эмоциональных проблем, а дальше вплоть до клинической симптоматики. Поэтому, с точки зрения Бека, необходимо сосредоточить свои главные усилия на том, чтобы показать пациенту, как осуществлять поиск, отбор и переработку информации из внешнего мира. Пациенту предлагается выполнить ряд заданий, а после проверить полученные ими выводы на достоверность, а при выявлении их ошибочности заменить на более подходящие.
В проведении терапии Бек считал необходимым опираться на жизненный опыт клиента, ориентировать его на позитивное решение всевозможных ситуаций, переносить правила решения ситуаций из успешных сфер на проблемные. Такая работа возможна лишь при развитии способности к самонаблюдению и самоанализу, что является существенным элементом терапии. Успешность течения терапии во многом обуславливается установлением доверительных и партнерских отношений между пациентом и психотерапевтом. Необходимо избегать как скептицизма в лечении, таки слепого следования за психотерапевтом, а добиваться сознательности в постановке цели лечения и планомерного продвижения к ней.