КПТ – это современное направление психотерапевтической работы, которое возникло благодаря объединению двух весомых направлений, таких как бихевиоральная и когнитивная терапия.
Когнитивно-поведенческая терапия объединяет лучшие концепции, идеи и методики своих родоначальников обладая широким спектром техник, позволяющих работать как к поведенческой, так и с когнитивной сферой клиента.
КПТ основывается на предположении о том, что собственная когнитивная оценка, мысли о ситуации, оказывают на личность и ее проявления, такие как эмоции и поведение, более определяющее влияние, чем непосредственно сами стимулы внешней среды. Вместе с тем, даже самое объективное восприятие и отображение окружающего мира не приведут к эффективному поведению личности, если у нее не сформированы соответствующие навыки.
В соответствии с этим, основными целями когнитивно-поведенческой терапии являются:
Средствами КПТ решается широкий круг психологических проблем – это и неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи, коммуникативная некомпетентность, проблемы межличностных взаимоотношений, запросы саморазвития и многое другое. С успехом применяется когнитивно-поведенческая терапия при решении клинических задач, работе с депрессиями, фобиями, зависимостями.
КПТ относят к краткосрочной терапии, как правило ее длительность не превышает 12-14 занятий. Когнитивно-поведенческий подход менее требователен к пациенту и его ресурсам в отличии от других видов терапии, таких как клиент-центрированная или психодинамическая, имеет более простую и понятную структуру, включает как краткосрочные, так и долгосрочные цели, что создает у клиента благоприятное ощущение движения от задачи к задаче.
Курс КПТ включает в себя прохождение трех последовательных этапов:
Когнитивно-поведенческий подход располагает обширным запасом методик, направленных на выявление, развитие, подавление или переструктурирование как когниций, так и поведенческих актов, а также для решения иных задач.
В соответствии с логикой КПТ все методики можно разделить на четыре группы. Первая представляет собой методы диагностики, направленные на сбор и выявление когниций пациента, а также его поведения. К данной группе относятся такие техники, как ведение дневников, записи автоматических мыслей, составление поведенческого портрета, «Падающая стрела» и многие другие.
Вторая группа включает методики оспаривания, основная цель которых обнажить иррациональную основу когниций пациента, помочь ему отказаться от негативных убеждений. В данную группу входят такие техники, как сократовский диалог, эксперимент, «Смена ролей», «Откладывание идей» и другие.
Третья группа методик направлена на активизацию воображения пациента. Причиной неэффективного поведения не всегда являются автоматические мысли и убеждения. Для тревожных личностей эту роль могут выполнять фобические образы и переживания, преодоление которых связано в большей степени с работой воображения, чем мышления. Манипулирование образами, продуцирование позитивных образов, ранжирование их, помогает личности избавиться от изматывающего присутствия тревожных переживаний. Среди техник данной группы можно выделить метод прекращения, конструктивное воображение, модификацию образов.
Четвертая группа содержит методики модификации поведения личности, ее вербальных и невербальных проявлений, форм и паттернов действий. К данной группе можно отнести методики тренинга уверенного поведения («Заезженная пластинка», открытое выражение эмоций и т.д.), техники релаксации, рефрейминги.
Отправной точкой для начала когнитивной, а также не редко и поведенческой, работы выступает разъяснение пациенту базовых принципов формирования поведения на примере схемы АВС:
Как правило, первоначально схема предъявляется клиенту в неполном виде, таким образом, что стимул (А) детерминирует реакцию человека (С), после чего клиенту предлагается оценить ее достоверность. Затем вводится элемент когниции (В) и происходит разъяснение, что поведение личности зависит не от стимула как такового, а от той оценки, которая была ему дана, при необходимости проводится работа с возражениями.
Терапевт может предложить клиенту вспомнить недавнюю ситуацию в которой он испытал неприятную эмоцию, после чего воспроизвести или предположить автоматическую мысль, которая к ней привела. Также можно поместить одну и туже ситуацию – стимул (А), в разные условия (В) и предложить клиенту оценить, как будет изменяться его реакция (С) на нее.
Итогом разъяснения модели должно стать понимание, что личность сама управляет своим поведением и несет за него ответственность, а, следовательно, может его изменить, если поведение не удовлетворяет ее, вне зависимости от внешних условий.