Лечение депрессии методами когнитивно-поведенческой психотерапии


Лечение депрессии методами когнитивно-поведенческой психотерапии

Понятие депрессии

Определение 1

Депрессия представляет собой психологическое расстройство, характеризующееся так называемой триадой: подавленным настроением, замедлением мышления и двигательной активности, а также гипотимией.

Выраженность данных проявлений может быть разной - от легкой подавленности и грусти до глубокой тоски с переживанием бессмысленности своего существования, психосоматическими болями. Депрессии считаются одной из самых распространенных форм психических расстройств. По различным данным депрессией страдает от 20 до 40% людей, обратившихся в клиники с различными жалобами.

Понятие депрессии включает в себя целый спектр различных ее проявлений. Депрессии различаются по механизмам возникновения, по типологической структуре, выраженности и продолжительности расстройств, по своему прогнозу. В соответствии с преобладающим компонентом выделяют следующие виды депрессии:

  • тревожная депрессия: тягостное мучительное ожидание грядущего несчастья, однообразное речевое и двигательное возбуждение, в некоторых случаях двигательное возбуждение способно принять неистовую форму, с причитаниями, нанесением себе повреждений (ажитированная депрессия);
  • апатическая депрессия: слабость всех побуждений, вялость и отсутствие интереса к окружающему миру, безразличие к собственному состоянию, других людей, нежелание вступать в контакт;
  • маскированная депрессия: преобладание различных расстройств (двигательных, соматических, вегетативных и т.д.) по типу депрессивных эквивалентов. Психическое расстройство прячется за за различными соматическими болями;
  • депрессивные эквиваленты: периодически возникающие состояния, имеющие в основном вегетативный характер и заменяющий приступы депрессии при маниакально-депрессивном психозе.

Когнитивная терапия депрессии

В рамках когнитивно-поведенческой терапии возникновение психических расстройств связывается с ошибками мышления. В данном ключе депрессия является результатом применением негативных схем познания, при котором образ Я человека, его жизненный опыт и его будущее воспринимаются исключительно в негативном ключе. Такие схемы мышления закладываются в детстве, однако могут активизироваться во взрослом состоянии при сильном стрессе или переживании определенной ситуации.

В таком случае терапия направлена на то, чтобы выявить у пациента искажения мышления, его неадаптивные установки (на мир, на себя, на будущее) и подвергнуть их положительной коррекции. В первую очередь происходит коррекция таких установок, как «я не могу жить без тебя», «чтобы быть счастливым, надо достичь успеха в …» и т.д.

А. Бек выделяет несколько объектов для борьбы с депрессией:

  • синдром хронической усталости (астения) - формировать стремление к действию, поощрение пациента к активности;
  • отсутствие удовлетворенности и удовольствия - вести дневник и отмечать события за день знаками + и - ;
  • самокритичность - разрушение ощущения уникальности ошибок и негативных качеств пациентов за счет распространения их на других людей (все время от времени совершают глупости, я тоже могу совершить их, перестанете ли вы меня уважать?)
  • отчаяние и суицид - показать пациенту, что нет безвыходных ситуаций, его оценка ситуации не является истинной.

Среди конкретных способов когнитивной терапии можно назвать побуждение пациента к аффективной вербализации, плачу. В таком случае отрицание себя вскоре сменяется жалостью к себе, а позже - симпатией. Эффективным является способ перевода внутренней агрессии во внешнюю, что означает перенос порицания с себя на других. Разыгрывание ролей может также быть одним из способов, позволяющим увидеть пациента себя со стороны.

Особую роль в лечении депрессии когнитивными методами играют домашние задания. Их выполнение способствует закреплению положительных эффектов, достигнутых на сессии с психотерапевтом, а также служит залогом дальнейших успехов в лечении. Домашние задания должны быть включены в общую структуру терапии и связаны с другими ее сторонами. Важнейшая задача психолога заключается в том, чтобы убедить пациента выполнять домашние задания, относится к ним серьезно, видеть в них существенную часть терапии. Постановка домашнего задания должна происходить с учетом индивидуальных особенностей больного. Пациент должен испытать удовлетворение и радость от того, что сумел выполнить задание. Шелтон и Аккерман советовали давать задания не только пациенту, но и терапевтом самому себе.

Вариантами домашних заданий могут быть:

  • библиотерапия - чтение специальных книг и статей;
  • прослушивание аудиозаписей сессии;
  • запись своих мыслей, ведение дневника, самоотчетов;
  • оценка достоверности собственных эмоций при чтении своих записей.

Другими важными частями когнитивной терапии является составление распорядка дня, планирование занятий, доставляющих удовольствие или пробуждающих чувство мастерства.

Поведенческая терапия депрессии

Замечание 1

Задача поведенческой терапии состоит в исправлении нежелательных моделей поведения. Однако за кажущимся изменением поведения стоит постоянное обращение к мыслям и чувствам больного, его желаниям. Конечной целью является изменение негативных установок, мешающих нормальному функционированию психики.

Это достигается при помощи положительного подкрепления. При маскированной депрессии также эффективны будут арттерпия и гипнотерпия. Методы поведенческой терапии могут быть разными. Широко применяется метод отвлечения, когда больной вовлекается в новое и интересное для себя общение, расширяет круг своих социальных контактов, ведет активный образ жизни в сочетании с физической активностью.

Кроме того, одним из способов является подключение воображения к деятельности пациента. А. Бек называет это «когнитивной репетицией» - мысленное воспроизведение действия во всей его цепочке шагов для успешного выполнения задания. Это будет являться эффективным способом пресечения забывчивости, рассеянности, сопутствующих депрессии.

Для коррекции поведения используются также методики повышения ассертивности, а также ролевые игры. При депрессии пациенты обычно относятся к себе с повышенной самокритичностью, страдают неуверенностью в себе, принижают себя, в результате чего обладают робким поведением. Проведение тренинга уверенного поведения и участие в ролевых играх поможет выявить негативные предубеждения, имеющиеся у больных, а также сформировать необходимые поведенческие навыки.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :