Депрессия представляет собой психологическое расстройство, характеризующееся так называемой триадой: подавленным настроением, замедлением мышления и двигательной активности, а также гипотимией.
Выраженность данных проявлений может быть разной - от легкой подавленности и грусти до глубокой тоски с переживанием бессмысленности своего существования, психосоматическими болями. Депрессии считаются одной из самых распространенных форм психических расстройств. По различным данным депрессией страдает от 20 до 40% людей, обратившихся в клиники с различными жалобами.
Понятие депрессии включает в себя целый спектр различных ее проявлений. Депрессии различаются по механизмам возникновения, по типологической структуре, выраженности и продолжительности расстройств, по своему прогнозу. В соответствии с преобладающим компонентом выделяют следующие виды депрессии:
В рамках когнитивно-поведенческой терапии возникновение психических расстройств связывается с ошибками мышления. В данном ключе депрессия является результатом применением негативных схем познания, при котором образ Я человека, его жизненный опыт и его будущее воспринимаются исключительно в негативном ключе. Такие схемы мышления закладываются в детстве, однако могут активизироваться во взрослом состоянии при сильном стрессе или переживании определенной ситуации.
В таком случае терапия направлена на то, чтобы выявить у пациента искажения мышления, его неадаптивные установки (на мир, на себя, на будущее) и подвергнуть их положительной коррекции. В первую очередь происходит коррекция таких установок, как «я не могу жить без тебя», «чтобы быть счастливым, надо достичь успеха в …» и т.д.
А. Бек выделяет несколько объектов для борьбы с депрессией:
Среди конкретных способов когнитивной терапии можно назвать побуждение пациента к аффективной вербализации, плачу. В таком случае отрицание себя вскоре сменяется жалостью к себе, а позже - симпатией. Эффективным является способ перевода внутренней агрессии во внешнюю, что означает перенос порицания с себя на других. Разыгрывание ролей может также быть одним из способов, позволяющим увидеть пациента себя со стороны.
Особую роль в лечении депрессии когнитивными методами играют домашние задания. Их выполнение способствует закреплению положительных эффектов, достигнутых на сессии с психотерапевтом, а также служит залогом дальнейших успехов в лечении. Домашние задания должны быть включены в общую структуру терапии и связаны с другими ее сторонами. Важнейшая задача психолога заключается в том, чтобы убедить пациента выполнять домашние задания, относится к ним серьезно, видеть в них существенную часть терапии. Постановка домашнего задания должна происходить с учетом индивидуальных особенностей больного. Пациент должен испытать удовлетворение и радость от того, что сумел выполнить задание. Шелтон и Аккерман советовали давать задания не только пациенту, но и терапевтом самому себе.
Вариантами домашних заданий могут быть:
Другими важными частями когнитивной терапии является составление распорядка дня, планирование занятий, доставляющих удовольствие или пробуждающих чувство мастерства.
Задача поведенческой терапии состоит в исправлении нежелательных моделей поведения. Однако за кажущимся изменением поведения стоит постоянное обращение к мыслям и чувствам больного, его желаниям. Конечной целью является изменение негативных установок, мешающих нормальному функционированию психики.
Это достигается при помощи положительного подкрепления. При маскированной депрессии также эффективны будут арттерпия и гипнотерпия. Методы поведенческой терапии могут быть разными. Широко применяется метод отвлечения, когда больной вовлекается в новое и интересное для себя общение, расширяет круг своих социальных контактов, ведет активный образ жизни в сочетании с физической активностью.
Кроме того, одним из способов является подключение воображения к деятельности пациента. А. Бек называет это «когнитивной репетицией» - мысленное воспроизведение действия во всей его цепочке шагов для успешного выполнения задания. Это будет являться эффективным способом пресечения забывчивости, рассеянности, сопутствующих депрессии.
Для коррекции поведения используются также методики повышения ассертивности, а также ролевые игры. При депрессии пациенты обычно относятся к себе с повышенной самокритичностью, страдают неуверенностью в себе, принижают себя, в результате чего обладают робким поведением. Проведение тренинга уверенного поведения и участие в ролевых играх поможет выявить негативные предубеждения, имеющиеся у больных, а также сформировать необходимые поведенческие навыки.