Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)


Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

История возникновения и сущность КПТ

Начало поведенческой или бихевиоральной психологии было положено Дж. Уотсоном, который выдвинул тезис о том, что психология должна быть объективной наукой и изучать лишь то, что доступно непосредственному наблюдению, т.е. поведение.

В рамках бихевиоризма психика человека рассматривалась как система условных и безусловных рефлексов, которые вырабатываются посредством научения в течении всей его жизни. В соответствии с этим психологические проблемы рассматриваются как расстройство поведения – т.е. формирование неадаптивных поведенческих реакций в ответ на стимуляцию среды. Цель терапевтического процесса с точки зрения бихевиористов – это подавление неэффективного поведения и выработка взамен новых поведенческих навыков, новых рефлексов, путем введения как положительного, так и аверсивного, т.е. отрицательного подкрепления.

Замечание 1

Значительная роль поведенческой психологии и терапии заключается в ее конкретности, четкости постановки задач и фиксации получаемых результатов, объективности оцениваемых параметров, что избавляет процесс терапии от налета мистификации, делает ее доступной для пациентов с любым уровнем образования и развития.

В 50-е годы 20-го века зарождается когнитивная психотерапия. Ее основателем выступает А. Бек, который подчеркивает главное отличие своей терапевтической системы от существовавших ранее, в том числе и бихевиоризма – источник проблем человеческой личности, а соответственно и средство к ее изменению находится в непосредственной власти самой личности (это ее мысли и представления).

В то время как бихевиоризм называет в качестве источника нарушений условия среды, которые приводят к закреплению неадаптивного поведения, психоанализ – бессознательное содержание и инстинкты, психиатрия рассматривает физиологические процессы мозга, когнитивный подход полагает, что личность сама несет ответственность за формирование эмоциональных нарушений, но сама же и выступает тем инструментом, который может их изменить, задача же психотерапевта научить и направить на путь изменений.

В когнитивной модели Бека основная роль отводится когнициям – мыслям и убеждениям, при помощи которых человек оценивает происходящие события и которые формируют последующие реакции, поведенческие и эмоциональные. Таким образом, не специфика самой ситуации задает реакцию индивида, а его собственная оценка.

Замечание 2

Ключом к терапевтическому процессу является выявление и переструктурирование нерациональных когниций, начиная от автоматических мыслей – поверхностных суждений, в которых дается оценка текущей ситуации, заканчивая глубинными убеждениями – жесткими умозаключениями, которые создают установку на восприятие внешних событий определенным образом и так предопределяют поведение личности на протяжении длительного времени.

Рационально-эмотивная терапия

Одновременно с когнитивной терапией Бека развивается рационально-эмотивный подход Эллиса, который имеет общую с ним базу, однако и определенные отличия.

А. Эллис исходит из общего положения о том, что именно мысли предопределяют реакцию человека на событие, однако он не отделяет когниции от чувств. С его точки зрения мысли и эмоции взаимосвязанные и взаимопроникающие явления, которые обуславливают и обогащают друг друга. В соответствии с эти постулатом Эллис делит мысли на три типа:

  • Холодные
  • Теплые
  • Горячие

Холодные когниции мало эмоциональны, они представляют собой форму констатации факта, без включения какой-либо оценки. Теплые и горячие когниции несут в себе эмоциональную оценку ситуации и сами служат источников для аффективных состояний личности. При этом горячие когниции характеризуются крайней степенью выраженности и несдержанности эмоциональных проявлений.

По аналогии с когнитивной терапией в основе расстройств личности лежат иррациональные убеждения – установки, которые могут быть четырех типов: установки долженствования, преувеличения, оценки и обязательной реализации своих потребностей. Сущность всех иррациональных установок сводит с вере личности в существование неких непреложных закономерностей, которые управляют ее поведением, поведением других людей или миром, хотя в реальности данных закономерностей не существует.

Для выявления и оспаривания иррациональных установок РЭТ использует широкий арсенал методик, которые предполагают воздействие на личностях в трех модальностях: когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

Методики КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия использует большое количество методик не только из бихевиоральной и когнитивной школы, но и многих других, которые применятся в соответствии с общей схемой проведения этапов терапевтического процесса:

  1. Логический анализ – оценка пациентом прошлых ситуаций, анализ собственных чувств и мыслей, поиск и осознание когниций, которые приводят к проявлению неэффективного поведения;
  2. Эмпирический анализ – предполагает формирования навыка различения объективной реальности и собственной оценки, переосмысление своего поведенческого репертуара и аффективных реакций, с точки зрения стороннего наблюдателя;
  3. Прагмативный анализ – представляет собой тренинг поведенческих навыков, поиск альтернативных путей разрешения привычных ситуаций здесь сейчас, изменение собственного поведения.

На этапе логического анализа используются методики диагностического характера, направленные на выявление иррациональных и автоматических мыслей. К данной группе можно отнести методики ведения дневников и записи автоматических мыслей, технику оспаривания «Детекция», методику «Падающая стрела» и другие.

На этапе логического анализа применяются методики оспаривания, которые выявляют необоснованность иррациональных убеждений клиента, а также методики активизации воображения, которые помогают справиться с фобическими образами характерными для тревожных клиентов. Основными представителями данной группы являются методики «смена ролей», эксперимент, конструктивное воображение, техники оспаривания «Дебатирование» и «Дискриминация», рефрейминги.

На этапе прагмативного анализа применяются преимущественно поведенческие методики, направленные на выработку и закрепление эффективных моделей поведения, расширения поведенческого репертуара. К ним можно отнести методики уверенного поведения, «Я-сообщение», техники релаксации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :