Деструктивное поведение – это отклоняющееся от медицинских, социальных и психологических норм поведение личности, конечным результатом которого выступает ее социальная дезадаптация.
Деструктивное поведение выражается через систематическое нарушение норм и правил, оно направлено на нарушение качества жизни как самой личности, так и ее окружения. При этом разрушительная активность воздействует в первую очередь на саму личность – снижается критичность, самооценка, возникают искажения когнитивной и эмоциональной оценки происходящего. Одним из последствий деструктивного поведения выступает деформация личности, выражающая в патологическом заострении отдельных ее черт, как правило связанных с внешней и аутоагрессией.
Среди центральных изменений деструктивной личности можно отметить:
Согласно некоторым психологическим подходам (например, психоанализ) деструктивность присуща любой личности, однако проявляется она лишь в критические периоды жизни. Одним из таких переломных моментов выступает пубертатный период, когда попав в социально-неблагополучную среду подросток достаточно быстро начинает проявлять деструктивные паттерны поведения. Мотивы признания, внутригрупповой идентификации, самоутверждения, отстаивания самостоятельности в конкурентной среде подталкивают подростков к проявлению агрессии, как одного из маркеров деструктивного поведения.
Принято выделять следующие виды деструктивного поведения:
Как вариант реализации деструктивных мотивов может выступать девиантное поведение личности. Девиантным признается любое поведение, выходящее за рамки принятых в данном конкретном обществе социальных норм, совершаемое как отдельной личностью, так и группой людей.
Поскольку в основе девиации лежит понятие социальной нормы, как ограничителя дозволенного, то девиантное поведение может выражаться как через негативные, так и позитивные паттерны поведения. Первые направлены наперекор социальному строю, представляют собой «хождение по краю», либо непосредственно попытки подрыва существующих порядков. Позитивная девиация выражается в поведении превосходящем возможности и нормы общества. Она также не укладывается в его рамки и направлена на изменение существующих норм, однако не с целью разрушения общества, а с целью его прогресса.
Негативная девиация реализуется через пять различных типов поведения. Делинквентное поведение направлено против юридических норм.
Аддикитивное предполагает бегство, отрицание реальности путем модуляции собственного сознания за счет употребления психически активных веществ. Зависимость развивается согласно механизму «отодвижения предела», когда получив определенный результат, например, эмоциональное переживание, человек стремится к получению большего, т.к. прежний уровень его уже не удовлетворяет. Как результат – потребность во все большей стимуляции и восприятие обыденной реальности как серой и неинтересной.
Патохарактерологическое поведение формируется за счет искажения черт характера личности, их генерализации. Психопатологическое складывается из симптомов и синдромов психических заболеваний.
Делинкветное поведение представляет собой одну из форм реализации девиации, которая выражается в нарушении юридических норм, однако недостаточно тяжком для наступления уголовной ответственности. Таким образом, лица проявляющие делинквентное поведение, еще не преступники, но совершают действия, направленные на нарушения общественного порядка, такие как драки, мелкое хулиганство, кражи, акты вандализма и т.д.
Так же, как и девиация, делинквентное поведение характерно в первую очередь для подростков, во многом еще и потому, что в более старшем возрасте лицо все-таки начинает нести юридическую ответственность и переход в категорию правонарушителей. Кроме того, слабость процессов самоконтроля и критичной оценки собственного поведения, присутствие явных противоречий между личностью подростка и обществом – миром взрослых, являются дополнительным фактором, обуславливающим повышенную делинквентность в данном возрасте. При этом экономический статус семьи не оказывает значительного влияния на развитие самой делинквентности, скорее на ее мотивы и формы. Если для детей из малоимущих семей главным мотивом противоправного поведения выступает противостояние с обществом, негативный образ мира, то подростки из обеспеченных слоев, напротив, совершают деяния из жажды развлечения, острых эмоциональных ощущений, а также для подчеркивания собственного статуса (мне за это ничего не будет, родители все решат).
Среди факторов, детерминирующих складывание делинквентного поведения можно отметить социально-неблагополучную семью (присуствие преступных элементов, аддиктов), безнадзорность, наличие асоциального окружения, внутрисемейные конфликты и хронические конфликты с рефератной группой, жесткое обращение с ребенком, игнорирование его эмоциональных потребностей, либо напротив потворствующая позиция родителей, попустительское воспитание. При реализации большую роль играет наличие социальной поддержки, совершение деяний в рамках группы, а также фактор случая, привлечения внимания подростка к объектам, над которыми совершаются насильственные действия, в следствии слабости его волевых процессов.