Галицко-Волынское княжество сложилось на основе земель Владимиро-Волынского княжества, располагалось которое на западных и юго-западных границах Руси. В конце XII - начале XIII веков князь Роман Мстиславович объединил земли Волынского и Галицкого княжеств и создал мощное княжество на юго-западе русских земель - Галицко-Волынское княжество.
В Галицко-Волынском княжестве было много крупных городов, что является свидетельством успешного экономического развития и расцвета торговли: Галич, Перемышль, Дорогобуж, Теребовль, Бужеск, Турийск, Червень, Луцк, Холм.
Города Галицко-Волынского княжества имели большое сходство с западноевропейскими городами: были весьма серьезно укреплены, застроены. Именно в городах сохранились памятники культуры княжества: часть остались нетронутыми временем, часть - найдены в ходе археологических раскопок.
Культурная жизнь Галицко-Волынского княжества, как и во всех землях Древней Руси, вращалась вокруг храмов, монастырей и церквей. Религия играла огромную роль не только в жизни отдельного человека, но и в процессе формирования ценностных ориентиров и нравственных устоев всего общества.
Расположение земель княжества в лесостепной и лесной зонах обусловило широкое развитие деревянного строительства. Исключение составляли храмы и монастыри: их строили преимущественно из кирпича.
К известнейшим памятникам архитектуры Галицко-Волынского княжества относятся:
В архитектуре Галицко-Волынского княжества сосуществовали два направления - галицкое и волынское. Галицкие мастера ориентировались на киевскую школу, волынские архитекторы заимствовали черты западноевропейской архитектуры.
В летописных описаниях сохранились имена мастеров Галицко-Волынской земли - строителей Авдия (церковь святого Иоанна в Перемышле) и Олекса (строитель городских укреплений, работавший в период правления Василько и его сына Владимира).
Храмы Галицко-Волынской земли отличает обилие резных скульптур, использование в украшении храма меди, золота, римкого стекла и тесанного белого камня.
Археологические находки на территории Галицко-Волынского княжества указывают на широкое распространение грамотности среди населения княжества. Надписи найдены на пряслицах, ручках ножей, на глиняной посуде - все это свидетельствует о том, что ремесленники Галицко-Волынской земли владели грамотностью.
Еще одним свидетельством распространения грамотности среди галицко-волынского населения являются берестяные грамоты, обнаруженные в Звенигороде, Бресте.
Развитие литературного творчества в княжестве находилось в рамках религиозной литературы и летописания. Памятников светской литературы Галицко-Волынского княжества не сохранилось. Известно имя Тимофея, который в своих притчах порицал жестокость завоевателей. Также весьма спорным является принадлежность к галицко-волынской литературе «Повести об ослеплении Василька».
В княжестве была создана древнейшая восточнославянская редакция Евангелия, которая весьма отличалась от первой редакции от южных славян.
К письменным памятникам Галицко-Волынского княжества относятся следующие произведения:
Галицко-Волынская летопись является одним из основных литературных памятников Галицко-Волынского княжества и источником по истории этих земель в ХIII веке. Летопись является частью Ипатьевского свода, рассказывает о событиях 1201-1291 годов. Идейные призывы летописи сводятся к идее единства русских земель и общей обороне от врагов с запада и востока.
Популярным направлением литературной деятельности мастеров слова Галицко-Волынской земли стала редакция переводной литературы (в основном византийской).
С течением времени в галицко-волынской литературе выделяется местные говоры.
Живопись Галицко-Волынского княжества испытывала сильное влияние киевской школы. До настоящего времени сохранились икона Богородицы Одигитрии (конец XIII–XIV веков, Покровская церковь Луцка), икона Юрия-Змееборца (из села Станыли в окрестностях Дрогобыча).
Художественные традиции Галицко-Волынского княжества оказали сильное влияние на формирование украинской иконописи XV века.
Иконописная школа Галицко-Волынского княжества отличалась четким ограничением цветовых пятен, контрастом светло-серых тонов с темными силуэтами, сочетанием динамизма и гармоничности, лаконизмом, эмоциональной насыщенностью образов.
Уникальной особенностью изобразительного искусства Галицко-Волынского княжества является неизвестное в других землях Руси искусство литья оловянных и бронзовых икон, крестиков.
Расположение княжества на торговых путях, связанных с государствами Западной Европы, привели к расцвету востребованных ювелирных техник и резьбы по кости. Во время раскопок в городе Звенигороде была обнаружена икона Богородицы, выполненная из кости. Уникальная икона пока является единственной среди памятников древнерусского и византийского школ искусства.
Памятники культуры Галицко-Волынского княжества позволяют выделить ряд особенностей в развитии культуры галицко-волынских земель: