Черниговское княжество входило в число самых крупных и сильных княжеств Киевской Руси и Руси удельного периода. История Черниговского княжества охватывает XI-XIII века. После монгольского нашествия в 1239 году княжество было разорено, а его столица - Чернигов - разгромлена.
История Черниговского княжества включает несколько этапов:
После 1503 года территория бывшего Черниговского княжества вошла в состав Московского государства.
Культура Черниговского княжества начала формироваться еще в XI веке под сильным влиянием Киева. Период правления Ольговичей в черниговской земле отличается расцветом культуры княжества, формированием собственных характерных черт архитектуры и искусства княжества.
Черниговское княжество имело весьма высокий уровень развития, претендовало на статус центра объединения русских земель до 1239 года.
Культура Черниговского княжества развивалась в русле развития культуры русских земель. Идеологической основой культурного развития являлось православие. Центрами культуры стали курпные города и монастыри. Монастыри играли роль просветительских центров княжества.
Особенности культуры княжества объяснялись его географическим расположением: близость к Киеву, византийской школе, с одновременной близостью к половецким степям и влиянию степняков.
Среди особенностей культуры можно выделить следующие:
Города Черниговского княжества стали центрами древнерусской культуры. Широкую известность в Древней Руси получило «Хождение» Даниила, игумена одного из черниговских монастырей.
Важным фактом истории Черниговского княжества является его активное участие в борьбе против степняков. Черниговские войска выступали против половцев, венгров, а в 1223 году приняли участие в битве на Калке против татаро-монгольского войска. Именно черниговские земли стали местом появления героического народного эпоса об Иване Годиновиче, Илье Муромце, Соловье Разбойнике. Главный герой известного памятника древнерусской литературы «Слово о полке Игореве» княжил в Чернигове и похоронен под полом Спасского собора.
Слабость удельной системы и поддержка княжеской власти мощного боярства в союзе с городом создали благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития княжества. Период спокойствия и стабильности отразился в интенсивном строительстве и развитии искусства. Однако большинство памятников культуры Черниговского княжества были уничтожены в результате татаро-монгольского нашествия.
Географическое положение Черниговского княжества способствовало формированию тесных связей княжества с Половецкой степью и Тмутараканью. Земли княжества располагались на просторах степей: это привело к масштабному строительству здесь оборонительных линий.
Архитектура княжества развивалась в рамках храмового строительства. Архитектурная школа Чернигова имела свои характерные черты:
Образцами черниговской архитектуры являются Спасо-Преображенский собор (1033 год), Борисоглебский собор (1120-1123 годы строительства), Успенский собор Елецкого монастыря (XII век). Сочетание кирпичной кладки с белокаменными резными деталями выделяет черниговскую школы архитектуры из общего архитектурного пространства Поднепровья.
Спасо-Преображенский собор является уникальным памятником культуры домонгольской Руси. Собр постоянно перестраивался, но огромные по древнерусским меркам масштабы и нарядные фасады сохранили память о первоначальном облике собора.
Борисоглебский собор представляет собой упрощенный вариант шестистолпной системы (без лестничной башни и крещальни). В облике Борисоглебского собора наиболее ярко отражены архитектурные особенности черниговской школы: обработка фасадов мелкая и детальная, на ряду с целостной плоскостью стен использована орнаментальная кладка.
Церковь Ильи Пророка Елецкого монастыря (середина XII века)в настоящее время является единственным сохранившимся бесстолпным храмом. Маленькие купольные храмы без столпов отличали архитектуру Поднепровья.
На рубеже XII и XIII веков в Чернигове был создан храм Параскевы Пятницы на Торгу. Данный храм является вершиной черниговской архитектуры. Уникальность его состоит в оригинальной конструкции верха: благодаря ряду архитектурных решений, верх храма приобрел характер ступенчатой пирамиды, несущей главу.
Масштабные границы княжества способствовали многочисленным культурным контактам. Черниговское княжество имело свое летописание, развивались художественные ремесла.
Памятников черниговской живописи осталось крайне мало. В период 1098- 1152 годы были созданы фрески в церкви святого Михаила в Остерском городке. К XII веку относятся фрески крещальни Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове. В XII веке был расписан храм Ильи Пророка Елецкого монастыря – фрагменты фресковых росписей сохранились на откосах окон барабана главы.
Таким образом, культура Черниговского княжества развивалась в рамках единого культурного пространства русских земель, при этом имела характерные черты культуры Поднепровья.