Новгородская земля являлась уникальной территорией, отличавшейся не только политическим устройством, но и развитием культуры от остальных русских княжеств. В новгородской земле сформировалась уникальная культура, которая представляла симбиоз языческих традиций, византийского и западного влияния. Развивалась новгородская культура в рамках древнерусской.
Феноменальной находкой во время археологических раскопок на территории новгородских земель стали берестяные грамоты, обнаруженные А.В. Арциховским. Берестяные грамоты по содержанию представляли собой письма и записки простых горожан. В них встречались просьбы о займе, приглашения на похороны, записки между влюбленными, расписки, стихи.
Грамоты стали доказательством грамотности широких слоев населения. В настоящее время ни в одном городе средневековой Европы не обнаружено такое количество свидетельств эпистолярного жанра, созданных ремесленниками, торговцами и боярами.
Большинство памятников русской письменности имеют отношение к Новгороду. Известное «Остромирово Евангелие» (1057 год) было написано по распоряжению посадника Остромира.
Грамота князя Мстислава Владимировича, которая является древнейшей грамотой дошедшей до настоящего времени в подлиннике, была выдана князем Юрьеву монастырю под Новгородом.
Особенности политического устройства оказали большое влияние на сюжетные линии новгородской литературы. Большая роль вечевого собрания в жизни новгородцев выдвинула на первый план простых людей, отличавшихся способностями или оставшиеся в памяти горожан после каких-либо нехороших событий. Новгородская литература повествует о сотском Ставре, которого Владимир Мономах обвинил в хвастовстве своим достатком. Князю Владимиру показалось оскорбительным, что какой-то сотник может быть богаче его. В другой летописи повествуется о Садке Сытиниче, который построил церковь Святого Бориса и Глеба из камня.
Древними памятниками новгородской архитектуры, дошедшие до наших дней являются новгородский Кремль и собор Святой Софии, который расположен внутри кремля. Кремль развивался вместе с городом, сумел простоять почти десять веков, некоторые постройки кремля до настоящего времени имеют первоначальный вид. Кремль построен из красного кирпича.
Новгородский Софийский собор отличался от Софийского собора в Киеве, представлял собой пример формирующейся новгородской школы архитектуры, которая вобрала традиции византийской культуры и киевской школы. Мозаика из эмалевого камня внутри собора отличается изяществом и тонкостью техники.
На территории Новгородской боярской республики сложилась собственная школа архитектуры, которая получила свой расцвет в период феодальной раздробленности. Особенности архитектуры Новгорода:
Исходной основой храма являлась крестово-купольная конструкция. Простота внешней стороны храмов объясняется материалом для строительства. В Новгородской земле строили из известняка, который добывали на месте. Известняк отличается твердостью и трудностью в обработке, поэтому резьба и тонкие украшения были недоступны для местных мастеров. Самыми известными памятниками новгородской архитектуры в настоящее время являются Георгиевский собор Юрьева монастыря (мастер Петр, 1119 год) и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198 год), церковь Спаса Преображения (Феофан Грек, 1374 год).
Формирование новгородской школы иконописи связано с началом феодальной раздробленности в начале XII века.
Феодальная раздробленность – исторический период, который характеризуется ослаблением центральной власти и политической обособленностью феодальных владений.
Главной особенностью новгородской школы является использование резких белых световых бликов. Такая техника позволяла усилить выразительность и эмоциональное воздействие иконы.
Выдающиеся произведения новгородской школы живописи:
Феофан Грек (1340-1410 годы жизни) - иконописец, мастер фресковых росписей. Оказал значительное влияние на становление новгородской школы живописи. Особенности его мастерства прослеживаются в местной технике росписи церкви Успения Богородицы (Волотово поле), церкви Федора Стратилата на Ручью.
Феофан Грек оставил в наследие древнерусской культуре много уникальных произведений, часть из них он создал в новгородский период : изображение Спаса Вседержителя в куполе церки Спаса Преображения, Архангел Михаил (там же), патриарх Адам, Троица.
В XII–XIII веках Новгород являлся большим ремесленным городом. В силу географических условий развитие земледелия не получило здесь эффективных результатов и не способствовало обогащению населения. Ремесло, напротив, являлось весьма востребованной отраслью новгородского хозяйства. Расположение на торговых путях и близость к западным границам обусловили развитие в городе ремесла различных направлений.
Высокий уровень развития получили кузнечное, гончарное ремесла. Весьма востребованы в Новгороде были мастера золотых и серебряных дел, узкие специалисты (щитники, лучники, седельники, гребенщики, гвоздочники).
Ремесленники владели грамотой и нередко оставляли подписи на своих изделиях. Например, сохранились серебряные сосуды, изготовленные для посадника, с подписями «Братило делал», «Коста делал».
Искусство деревообработки выразилось в резных украшениях на деревянных домах и уникальной новгородской игрушке, техника, изготовления которой отличалась тонкостью, изяществом и живостью.