Культура Новгорода в XI-XV веке


Культура Новгорода в XI-XV веке

Культура

Замечание 1

Культура – является совокупностью созданных человеком материальных и духовных ценностей. Культуру можно определить как некий феномен человеческого сознания.

Новгородская земля, расположенная на пересечении торговых путей из католической Западной Европы, православной Византии и мусульманского Востока породила свою форму древнерусской культуры.

Рассмотрим особенности новгородской культуры на фоне общего культурного развития Руси.

Грамотность

Открытие нового массового письменного источника – берестяных грамот стало одним из самых важных открытий в российской археологии в ХХ веке.

Анализ берестяных грамот стало доказательством того, что грамотность была широко распространена среди всех социальных слоев Великого Новгорода.

Если ранее считалось, что грамотными были в основном князья и священнослужители и то не все, то сейчас ясно, что читать и писать умели и представители боярства, крестьянства, ремесленников и купцов.

Немало было найдено писем, написанных женщинами, что является показателем высокого культурного уровня в обществе.

Кроме Новгорода берестяные грамоты были найдены ещё в ряде древнерусских городов.

Замечание 2

При этом число грамот, написанных новгородцами, превышает общее количество грамот, найденных в иных городах почти в 10 раз по данным на 2007 год.

Летописание

Новгород был также и одним из важнейших центров русского летописания. Новгород являлся одним из центров книжности, что делало его важным центром распространения грамотности и культуры в древнерусском обществе.

С начала XII века в Новгороде велись постоянные записи которые соединялись с таким важным письменным источником как «Повесть временных лет», а также с рядом эпизодических местных записей XI века.

Замечание 3

Древнейшим памятником русского летописания является новгородская Первая летопись старшего извода. Она сохранилась в списке (копии) XIII века.

Также в Новгороде переписывались Евангелие, иные книги церковного характера. Также здесь были сочинены такие виды религиозной литературы как жития святых, различные послания, поучения, хождения. Разумеется создавались и различные государственные акты для дел внутренней и внешней политики.

Замечание 4

Судя по дошедшим источникам в Новгороде существовало школьное образование где могли учиться дети. Так в 1551 году главы православной церкви, которые собрались на Стоглавый собор, огорчались недостатку знающих грамоту людей. Они утверждали при этом, что ранее в Великом Новгороде, Москве и иных городах имелись училища (школы), где многие учились грамоте и потому грамотных было тогда много.

Архитектура

После принятия Новгородом около 990 года христианства в городе началось активное строительство храмов и монастырей.

Замечание 5

В Новгороде находятся наиболее древние в современной России храмы такие как Софийский собор (1045-1050), Юрьев и Антониев монастыри (оба возникли в первые десятилетия XII века).

Отсутствие декора на построенных храмах в отличие от построек во Владимиро-Суздальском княжестве связано с характером строительного материала. Дело в том, что в Новгородской земле отсутствуют твердые породы строительного камня, что сделало основой каменного строительства в XIV-XV веке. розовый известняк- ракушечник, который добывают на южном берегу озера Ильмень. Такой рыхлый камень является удобным для кладки стен, но никак не приспособлен для резьбы.

В результате декоративные элементы создавались из кирпича, с помощью которого были выложены фризы барабанов, ниши окон и порталов, розетки и кресты на стенах, которые демонстрировали сдержанный, но целеустремленный эстетический вкус.

Культурный взлет Новгорода в XIV-XV веке можно определить по числу храмов, которые имеются в описи конца XV столетия, составленная сразу же после присоединения Новгорода к Москве. Так, всего в городе имелось 83 действующих храма, и большинство из них были каменными. Среди них, отметим, построенные в XIV в. шедевры новгородского архитектурного стиля - церкви Федора Стратилата на Ручье, Спаса-Преображения на Ильиной улице. В 1406 году воздвигнута церковь святых Петра и Павла в Кожевниках - вершина средневекового новгородского зодчества.

Вокруг Новгорода также имелось большое количество монастырей, которые представляют собою выдающиеся шедевры архитектуры и живописи. Пригородные монастыри начали строиться ещё в XI веке. К их числу относят соборы Юрьева, Антониева, Благовещенского и Спас-Нередицкого монастырей XII в. Отмечается, что большое число из городских и монастырских новгородских храмов украшались фресковыми композициям XII-XV века, но не сохранившими имен писавших их мастеров.

Архиепископ Евфимий II (1428-1454 гг.) являлся убежденным противником Москвы и идеологом антимосковских настроений. Он взывал к прошлому XII века, когда были достигнуты наибольшие успехи в борьбе с самовластьем князей и укреплении боярской власти. Евфимий способствовал возрождению архитектурного стиль той эпохи, которая разительно отличалась от стиля XIV - начала XV века. Если к его времени существовал стиль одноапсидного храма с лопастным покрытием, то по инициативе Евфимия II происходит восстановление храмов XII века, характерные трехапсидностью и позакомарным покрытием.

Присоединившие Новгород москвичи стали воспринимать эти возрожденные церкви как проявление новейшей моды, что приводит к развитию архитектуры Новгорода на этих образцах.

Иконопись

читается, что особый уклад жизни новгородцев повлиял на формирование особых черт иконописи, которые сделали её отличной от иных древнерусских школ иконописания.

Новгородская иконопись отлична не только присущей ей особой гаммой цветов и насыщенностью цветовой палитры, техникой живописи, но и выбором сюжетов. Так, иконописцы предпочитали изображать местных святых.

Для новгородской живописи являются знаковыми иконы «Знамение» и «Битва новгородцев с суздальцами». Знаменская икона была создана в XII веке. Жители Новгорода считали её главной защитницей своего города. Икона была поражена стрелой напавших на Новгород суздальцев. После этого икона стала символом победы над противником.

Нужно сказать, что расцвет искусства в Новгороде республиканского периода оказал сильнейшее влияние искусство всей Руси. Новгородская культура стала одним из символов кульутры Древней Руси, её самобытности и непростой истории.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :