Культура Киевского княжества


Культура Киевского княжества

Несмотря на политический распад Руси, Киевское княжество по-прежнему сохраняло свои претензии на центр культурной жизни русских земель. На рубеже XII-XIII столетия в Киеве был создан летописный свод, в котором описывались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городов. Анализ летописного свода доказывает, что автор летописи имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств.

Архиерейский собор 1274 года, по данным некоторых историков, был собран в Киеве, а уже позже во Владимире. Проведение собора, имевшего целью устранить разногласия в церковном праве, во Владимире, а не в Киеве свидетельствует о постепенной потере Киевом статуса не только политического центра страны, но и центра культурной и православной жизни русских земель.

Общественная мысль и литература

Общественная жизнь Киевского княжества не отличалась активностью в удельный период развития русских земель. Постепенно возвышались другие княжеские центры (Новгород, Владимир, позже – Москва), центр общественной жизни смещался из Киева в другие княжества. Ярким событием киевской общественной жизни стало создание в 1288 году списка «Мерила праведного» – переводного законодательного памятника.

К основным жанрам, получивших развитие в Киевском княжестве, относятся:

  • агиография (биографические описания жизни святых, монахов;
  • послания, поучения, моления (литературные произведения общественно-политического характера, публицистика);
  • литературные произведения художественного характера.

Агиографический жанр формируется в рамках Киевско-Печерского патерика – сборника рассказов и легенд об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах.

Определение 1

Патерик – сборник изречений святых отцов, подвижников или их житий.

В литературе и общественной мысли прослеживаются тенденции к формированию гуманистической линии русской литературы. Литература удельного периода развивалась в русле литературной традиции киевского периода. Литературный язык сохраняет свой старый строй.

В середине XII века киевским митрополитом Климентием Смолятичем в «Послании» священнику Фоме был описан образ высоконравственного человека, противника властолюбия, сребролюбия и тщеславия. В «Послании» были использованы идеи Аристотеля, Платона, Гомера.

Известный писатель Серапион Владимирский начинал свою литературную деятельность в Киевском княжестве, в Киево-Печерском монастыре. Его произведения ярко иллюстрируют картину разорения Руси и пленения народа.

Удивительным памятником древнерусской литературы удельного периода является «Слово о полку Игореве» (написано в 1185-1188 гг.). Большинство современных исследователей считают, что данное литературное произведение имеет южнорусские корни и по всей вероятности было написано на землях Киевского княжества. Часть историков считают автором «Слова...» князя Владимира Галицкого, сына Ярослава Осмомысла. Сюжет произведения описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 году. Для автора «Слова о полку Игореве» Киевское княжество было первым среди всех русских княжеств. Он не считает Киев столицей Руси.

Замечание 1

После Куликовской битвы 1380 года Киевское княжество окончательно потеряло статус центра русских земель. В литературе XIV века понятие «русская земля» ассоциируется с Московским княжеством, а не с Киевом.

Архитектура Киевского княжества

В Киеве как центре княжества появляются двухэтажные срубные дома, каркасно-столбовые сооружения. Планировка города носит усадебно-уличный характер. Улицы мостились деревянными мостовыми. В княжеской части Киева возводились каменные дома.

В храмовой архитектуре Киевского княжества удельного периода наблюдается стремление к упрощению структуры интерьеры, к созданию простых и четких объемов. Наиболее ярким примером проявления данной тенденции был Успенский собор Печерского монастыря.

Новый тип киевского храма - очень простая по объемному решению четырех столпная церковь. В целом киевские храмы уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI века полностью отсутствует.

Изменилась и строительная техника: на смену кладке со скрытым рядом пришла равнослойная техника, при которой все ряды плит выходят на поверхность стены. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Перешли к другой технике формовки кирпичей. Очень существенно изменились декоративные элементы фасадов: аркатурные пояски, полосы поребрика, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. К новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща).

В удельный период Киевского княжества были возведены храмы:

  • Михайловский Златоверхий собор;
  • Андреевская церковь;
  • Ильинская церковь;
  • Кирилловская церковь;
  • церковь Успения на Подоле.

К сожалению, большинство памятников архитектуры того периода было уничтожено в период татаро-монгольского нашествия на Русь.

Живопись и искусство Киевского княжества

Живопись и искусство в Киевском княжестве было тесно связано с религиозной тематикой. Известным представителем живописи Киевского княжества удельного периода являлся иконописец и ювелир Алимпий. Известно, что в период иночества в Киево-Печерском монастыре Алимпий принимал участие в росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Развитие художественного ремесла в Киевском княжестве выразилось в создании изящных украшений. До наших дней дошли серьги, изготовленные киевским ремесленником: кольца с полукруглыми щитами , к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены зернышки серебра диаметром 0,04 см.

Широкое распространение получают стеклянные браслеты и техника отливки копий ювелирных изделий из свинца и олова.

Замечание 2

Еще одним своеобразным видом искусства является переплет и украшение книг. В Киеве этим занимались не только церковники, но и писцы-ремесленники, среди которых широкую известность получил Моисей Киянин. Художники и мастера по росписи золотом украшали книги заставками, концовками и миниатюрами. Книга являлась произведением искусства.

Таким образом, развитие культуры Киевского княжества иллюстрирует постепенный процесс децентрализации русских земель и утрату Киевом статуса политического и культурного центра. В летописной традиции Киева сохранялось стремление к главенству над русскими городами, но уже после Куликовской битвы Киев не воспринимался великим городом Руси.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :