Владимиро-Суздальское княжество являлось крупнейшим княжеством северо-Восточной Руси в удельный период.
Удельный период – период в древнерусской истории, начавшийся с 30-х годов XII века. Характеризуется борьбой за власть над Киевом (позже - между княжествами за ведущую роль в древнерусских землях), междоусобными войнами и формированием самостоятельных, независимых от Киева, княжеств – уделов.
Первоначально княжество носило название Ростово-Суздальская земля (Залесский край). Располагалось в бассейне Волги, Клязьмы и Оки.
В период до феодальной раздробленности Ростово-Суздальское княжество имело статус удела Киевской Руси. Столицами являлись Ростов, Суздаль. С началом феодальной раздробленности получило статус великого княжества, с 1157 года столицей являлся Владимир на Клязьме. В 1238 году Владимиро-Суздальское княжество было опустошено монголо-татарами.
Феодальная раздробленность – исторический период, который связан с ослаблением центральной власти и политической обособленностью феодальных владений.
Культура Владимиро-Суздальского княжества являлась частью исторического наследия Древней Руси.
Основные особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества:
Сохранение общерусской летописной традиции проявил Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII века, который охватил историю страны от Кия до Всеволода Большое Гнездо. Этот факт свидетельствует о роли, которую стремилось взять на себя Владимиро-Суздальское княжество - роль первого княжества, собирателя русских земель.
Важным фактом отражения общерусской культуры Х–ХІІ веков в культуре Владимиро-Суздальского княжества является владимирский летописный свод 1205-6 года. Подлинник свода не дошел до настоящего времени, но сохранилась его копия, выполненная в XV веке в Смоленске («Радзивилловская» летопись).
Интересной особенностью Радзивилловской летописи представляются яркие иллюстрации с глубокой смысловой нагрузкой. Всего таких иллюстраций в летописи насчитывается шестьсот восемнадцать миниатюр. Данный летописный свод был не только образцом роскошной государственной летописи одного княжества — он являлся отражением художественной культуры Руси за несколько столетий.
Ярчайшим событием литературы Владимиро-Суздальского княжества является «СловоДаниила Заточника». Данное литературное произведение считается первым опытом древнерусской дворянской публицистики.
В «Слове» автор размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Автор в произведении активно обращается к библейским сюжетам и древней истории. «Слово» отражает гуманистическую линию древнерусской литературы.
Стоит отметить, что появление «Слова» именно во Владимиро-Суздальской земле объясняется той ролью, которую играл князь в княжестве. В период феодальной раздробленности в общественной мысли все чаще встает вопрос сильной княжеской власти как условия успешной борьбы с внешними врагами, преодоления внутренних противоречий. Претензии Владимиро-Суздальского княжества на роль единого правителя древнерусского государства отражает литературные тенденции произведения Даниила Заточника.
На территории княжества в XII - начале XIII веков сложилась так называемая Владимиро-Суздальская школа - одна из главных школ древнерусского искусства.
Зодчества данной школы можно охарактеризовать изысканностью пропорций и распространением резного белокаменного декора (рельефные композиции, аркатурные пояса). Яркими представителями владимиро-суздальской школы зодчества являются соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Для живописи владимиро-суздальской школы характерны одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире).
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, является одной из характерных черт не только культуры Владимиро-Суздальского княжества, но и особенностью развития древнерусского искусства в целом.
Владимиро-суздальская архитектурная школа заявила о себе в годы правления Андрея Боголюбского. Наиболее известные архитектурные памятники Владимиро-Суздальского княжества:
Церковь Покрова на Нерли целиком выполнена из камня, церковь считается вершиной белокаменного зодчества Древней Руси. Строительство храма отражает особенности социально-экономического развития Руси и стремление к эстетике древних зодчих: церковь выстроена в низине, на рукотворном холме высотой около 3 м. Ранее около церкви было место впадения реки Нерли в реку Клязьму, таким образом, церковь находилась на перекрестке водных торговых путей.
Владимиро-суздальскую школу архитектуры отличала резьба по камню и использование растительного орнамента в сочетании с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей. Наиболее ярко представляющее характерные черты владимиро-суздальской школы является сооружение Дмитровского собора (1197 год). Белокаменная резьба от фундамента до купола прославила Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234 год).
Таким образом, культура Владимиро-Суздальского княжества развивалась в русле древнерусской культуры, но при этом имела свои особенности: в литературе ярко отразились политические перепитии времени, летописная традиция принимала общерусский характер. В архитектуре и живописи была сформирована собственная школа, отличающая Владимиро-Суздальскую землю от остальных княжеств.
Развитие культуры Владимиро-Суздальского княжества было преравно монголо-татарским нашествием на Русь.